Первый советский троллейбус ЛК (Лазарь Каганович)

24.06.2018

В 1932 г. московские власти решили провести в столице троллейбусную линию. Постройкой первых двух советских троллейбусов марки ЛК (Лазарь Каганович — инициатор плана реконструкции Москвы) занимался Московский автозавод им. Сталина. Конструкция троллейбуса разрабатывалась в НАТИ, шасси для него на основе грузовика Я-3 строил Ярославский автозавод, всю электрическую часть выпускал завод «Динамо».

Московский автозавод изготавливал пассажирский кузов на деревянном каркасе и осуществлял окончательную сборку троллейбусов. Кузов непривычной вагонной компоновки проектировал кузовщик завода ЗИС И.Ф.Герман.

Пассажирские двери имели механический ручной привод — переднюю открывал сам водитель через систему рычагов, заднюю — кондуктор, сиденье которого находилось как раз возле задней двери. Для отопления салона в зимнее время предусматривались электропечки — новшество на городском транспорте того времени.

Из-за многочисленных производственных нестыковок (присланные чертежи шасси не соответствовали реально изготовленным) кузова первых троллейбусов несколько раз переделывались и исправлялись, в результате чего получились очень тяжелыми. Масса готового троллейбуса достигала 11 т!

Первые два троллейбуса собрали на ЗИС в конце октября 1933 г. А торжественное открытие троллейбусной линии произошло 5 ноября того же года — в канун 16-й годовщины Октября.

Сборку следующих партий троллейбусов ЛК с декабря 1933 г. перевели на Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ), так как ЗИС был загружен производством городских автобусов. Но в 1934 г. на ЗИС был закончен опытный образец еще одного троллейбуса — ЛК-2. Это была трехосная машина повышенной вместимости на 75 человек (49 мест для сидения). Ее конструкция также была разработана в НАТИ.

Пока строили этот опытный образец, на СВАРЗ успели модернизировать двухосную машину и назвать ее точно так же — ЛК-2, поэтому трехосная машина по факту своего появления стала обозначаться уже как ЛК-3. Из-за этого казуса в литературе часто возникает путаница с названиями моделей первых советских троллейбусов.

Троллейбус ЛК-3
Троллейбус ЛК-3