Манифест Банникова. Что за тактика такая? И с какого возраста ей надо учиться?

Тренер Владимир Банников не первый раз предлагает БЦ авторские заметки, которые проникнуты редким по нынешним временам неравнодушием и просто интересны.

Давно задумывался об одной из проблем нашего гандбола — его тактической составляющей. Собирался поделиться своими соображениями. И вот случилось: меня задели и мотивировали упреки в адрес детских тренеров, прозвучавшие от видеоаналитика "Ростов-Дона" Максима Кронфельда.

"В России такого нет и в профессиональных клубах". Как бьют чужие "катапульты"

В интереснейшем и полезном рассказе о техническом оснащении венгерской Академии гандбола на Балатоне он говорит об излишнем увлечении наших детских тренеров тактической подготовкой. Обучение детей тактике, по его мнению, бесполезно, так как в профессиональном клубе она все равно будет модифицирована.

Обсудим это.

Чаще всего, говоря о тактической составляющей игры, мы подразумеваем организацию нападения. Хотя тактика защиты тоже очень важна. Часто вижу и слышу от болельщиков, коллег-тренеров, комментаторов: "К сожалению, игроки сбились на индивидуальные действия". При этом подразумевается, что игра командная, с применением отработанных и налаженных взаимодействий — лучше, результативнее, зрелищнее.

В то же время нам очевидно, что современный гандбол совсем другой в сравнении с тем, каким он был 70-80-х годах прошлого века. Игроки стали мощнее, возросли скорости, изменились правила. Разумеется, это сказалось и на тактике.

На мой взгляд, тренер определяет тактику команды, исходя из своих убеждений и предпочтений, из набора имеющихся у него игроков. И, к сожалению, не могу не отметить, что с улучшением физических кондиций гандболистов повсеместно стало меньше хитрых игроков и остроумных решений.

Если команда укомплектована по высшему разряду, имеет высокотехничных звезд на каждой позиции, тренеру нет надобности заморачиваться долгими многоходовыми комбинациями — ведь они так или иначе будут лишь ограничивать исполнителей в их импровизационной свободе. Вот почему лучшие европейские команды так часто применяют короткие связки с взаимодействием двух-трех игроков.

С другой стороны, если тренер, даже не располагая нужным числом звездных мастеров, делает ставку на импровизационную игру и надеется, что кто-нибудь и как-нибудь добудет голы и победу, мы видим силовую борьбу, большое число "завязок", снижающих скорость и результативность атак.

Помочь в таком случае может коллективная игра с применением заранее отработанных взаимодействий, которые направлены на создание выгодных условий для броска, завершающего атаку.

Более того, убежден, что и в арсенале команд, обоснованно делающих ставку на импровизацию, должно быть несколько отработанных взаимодействий. Они важны на случай всевозможных "затыков", когда не идет игра у лидеров и не дают результата их индивидуальные старания.

И это не то, что рисуют тренеры на планшетах в тайм-аутах. Имею ввиду взаимодействия, отработанные на тренировках так, чтобы было достаточно назвать комбинацию и лишь уточнить нюансы ее исполнения.

Вот с этим у наших команд не все хорошо. Сплошь и рядом видим неподготовленные и прямолинейные броски, бесперспективные атаки с нулевых углов. Большие затруднения вызывают предупреждения судей о "пассиве". Проблемой становится игра против защиты 5-1 и даже в большинстве. Меня удивляет, когда против активной и высокой защиты продолжают играть так же, как и против 6-0.

Очень редки входы крайних, такие популярные в прошлом комбинации, как "двойки" и "короткие". Не применяются ложные перемещения, отвлекающие и маскирующие основное направление атаки.

Почему так? Думаю, проблема эта комплексная, и причина здесь не одна. Но из своего опыта знаю и уверен, что понимание тактических взаимодействий как основы командной игры должно развиваться у игроков с детства.

В самом начале тренерской деятельности мне посчастливилось общаться с лучшими кубанскими тренерами. Это общение значительно восполнило недостатки моего вузовского образования.

Александр Панов — большой мастер, впоследствии ставший знаменитым наставником. Иногда мы играли детскими командами в его малом школьном зале в мини-гандбол "четыре на четыре".

И он объяснял, почему его воспитанницы, девочки из 5-6-го классов — применяли заслоны с помощью рук (это же явное нарушение!) и при этом удостаивались тренерской похвалы: "Они должны понять прелесть тактики и ее пользу для результата, а правильному исполнению заслонов научатся с возрастом!"

Было и другое мнение: учи технике, готовь физически, а тактике мы их обучим — во взрослой команде. Можно спорить, но то, что мы видим сейчас во многих взрослых командах (явный крен в импровизацию и неумение сыграть на тактических заготовках), свидетельствует о правоте Панова.

В своей практике не раз сталкивался с тем, что зрелые игроки с неохотой принимают отработку взаимодействий, а то и противятся ей, делают все формально. Это потому, что на старте обучения им не довелось прочувствовать пользу и прелесть тактики.

О современных методах подготовки. Кто будет оспаривать их необходимость и преимущества? Никто. Только напомню, что звезды восходили и при старых методиках. Максимов, Гассий, Климов, Кравцов, Рыбаков, Дуйшебаев, Турчина, Макарец, Кирчик, Анисимова, Роменская, нынешние Дмитриева, Вяхирева, Ильина, Шкуринский и многие другие выросли без системы Catapult, которую презентовал Максим Кронфельд. Они — таланты, родившиеся со звездным потенциалом.

Пишу это к тому, что необходимы меры по расширению географии, увеличению числа тренеров и команд всех уровней. Это сложнее, чем купить новейшую аппаратуру. Но необходимо, чтобы будущие звезды попадали в гандбольные сети.

Мы же устраиваем тренерскую чехарду, меняем в погоне за желанными победами наставников сборных. Это тоже проще, нежели увеличивать массовость гандбола. Но результат порадует вряд ли...

О цене победы. У нас она слишком завышена. Тренер победил — он герой. Не получил медали — он... никто. Такому могут уменьшить и время в зале, и финансирование.

Не понаслышке знаком с детским гандболом Германии и Франции. Там другие критерии. Главное, чтобы дети играли и были довольны. Сотни детских тренеров-совместителей получают лицензии по упрощенной схеме — лишь бы работали. Не боятся и набирают деток из детского сада, если есть желание родителей и это увлечение популярно в регионе.

Француженка Ванесса на пальцах объясняет задание малышу
Француженка Ванесса на пальцах объясняет задание малышу

У нас же официально разрешено набирать детей в гандбольные группы только с девяти лет. Подразумевается угроза, что тренер с высшим образованием угробит малыша в этой "жестокой" игре.

Зато потом — потогонная система, тренировки минимум 120 минут. И до 240, и 52 недели в году! Бред же полный! Обращаюсь к руководителям ФГР: это давно пора менять.

Владимир Банников

Фото: Дмитрий Марочкин; пресс-служба ГК "Ростов-Дон", пресс-служба ГК "Чеховские Медведи".

Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com .