Вводный курс в акселерацию

Понятие «акселератор» существует уже более двадцати лет, однако в России они появились сравнительно недавно. И, несмотря на волну популярности стартапов, акселераторов и их программ, многие до сих пор не очень понимают, что это такое, как работает и кому нужно. Мы решили исправить ситуацию, и в нашем первом посте рассказываем, как работает акселерация и что участие в подобных программах дает стартапам.

Кто может принимать участие в акселерационных программах?

Отбор на участие в акселерационных программах обычно проходит на конкурсной основе в несколько этапов. В большинстве случаев потенциальные резиденты уже имеют разработанный продукт или услугу, с которой планируют участвовать в акселераторе, но бывают и исключения – в частности, мы берем проекты на любой стадии, от идеи до внедрения. Кроме того, многие акселераторы не принимают в свои проекты одиночек: команда стартапа должна состоять по крайней мере из трех активных участников. Последнее минимальное требование к резидентам – это наличие у стартапа зарегистрированного юридического лица. В LIFE.medtech подобных требований нет, но мы отбираем стартапы только в области медицины и здравоохранения, где хотя бы один член команды говорит на русском языке.

Остальные условия для участия определяются спецификой акселератора и направлениями бизнеса, которые будут получать поддержку. В последнее время особое внимание акселераторы обращают на проекты с высокой социальной значимостью: на молодые компании в сфере образования, культуры или защиты окружающей среды.

Из чего состоит акселерация?

Традиционно курс акселератора включает в себя информационную поддержку, менторство со стороны инвесторов, предпринимателей, бизнес-тренеров. В рамках акселерационной программы резиденты также обучаются ведению продаж, организации переговоров, взаимодействию со стейкхолдерами – ключевыми акционерами или инвесторами. Также каждый акселератор предлагает свои преимущества для развития стартапов. Некоторые, к примеру, делают ставку на сильную юридическую поддержку резидентов.

Прием заявок на акселерацию обычно длится от нескольких месяцев до полугода. После отбора команде стартапа приписывается куратор – эксперт из штата акселератор, который направляет стартап, координирует его работу и проверяет выполнение задач на протяжении всей акселерационной программы. Команда посещает тренинги и мастер-классы, дорабатывает продукт, проверяет гипотезы.

В зависимости от интенсивности курс может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев – у нас акселерационная программа длится 2 месяца. Часто участие в акселерационной программе предполагает обязательное проживание в городе, где расположен акселератор, в некоторых случаях – выезд за рубеж или заочное онлайн-участие.

Что дает акселератор?

Участие в акселераторе не ограничивается менторством и получением от экспертов поддержки и советов по ведению бизнеса: они наращивают компетенции, развивают продукт и тестируют его «в полях», расширяют команду, изучают рынок и аудиторию.

Помимо этого, в акселераторе стартапы знакомятся с потенциальными бизнес-партнерами и находят единомышленников. Резиденты, прошедшие акселерационный курс, в обязательном порядке получают инвестирование, которое необходимо им для запуска и/или дальнейшей реализации проектов, и отправляются в свободный полет. Самым интересным проектам и командам мы можем предложить интегрироваться с нашим страховым бизнесом – компанией «РГС Жизнь».

В свое время резидентами акселераторов были такие гиганты как Airbnb, Dropbox, Reddit, которым участие в программе дало необходимый толчок для развития. Самое главное – не бояться пробовать.

П.С. Для дополнительной мотивации рекомендуем прочитать письмо, которое в свое время получил Брайан Чески, один из основателей Airbnb, когда пытался привлечь инвестиции:

Привет, Брайан, Прости за задержку с ответом. Обсудили с коллегами, и, к сожалению, считаем, что наши инвестиции [в Airbnb] не будут перспективными. Потенциальные возможности рынка невысоки и не соответствуют нашей бизнес-модели.
Привет, Брайан, Прости за задержку с ответом. Обсудили с коллегами, и, к сожалению, считаем, что наши инвестиции [в Airbnb] не будут перспективными. Потенциальные возможности рынка невысоки и не соответствуют нашей бизнес-модели.