Авиаинцидент: скрепка в Boeing 737-500

Вы когда-нибудь могли подумать о том, что обычная канцелярская скрепка может стать причиной серьезного авиационного инцидента? Я склонен считать, что в этой жизни возможно всё. Так и случилось с Boeing 737-500, который готовился в двухчасовому перелёту в город на Дону.

Самолёт вылетал из аэропорта Домодедово вечерним рейсом UN-191. Никаких задержек, отмен, плановые мероприятия по заправке, загрузке, «готовности», посадке пассажиров.

Далее отгон трапа, выход на старт, запуск двигателей, красный вымпел командиру, отданная честь… Самолёт находится на исполнительном старте. Он готов к взлёту: начинает разбег, набирает скорость и… резко тормозит, сворачивает на рулевую дорожку, возвращается на место стоянки. Взлёт прерван.

Естественно, недоумевающие пассажиры теряются в догадках о том, что же могло помешать боингу исправно вылететь. Тем временем техническая бригада встречает обескураженного командира воздушного судна, который производит т.н. debrifing, по-другому доклад.

С его слов, на разбеге самолёта произошло искрение за панелью приборов, задымление кабины с выходом из строя двух основных капитанских индикаторов ADI и HSI и вываливанием флагов отказного состояния приборов, короче говоря, крупные технические неполадки, которые помешали исправной работе самолёта.

Первичный осмотр подтвердил слова капитана: в кабине пилотов стоял устойчивый запах гари. Не буду вдаваться в подробности вызова инспекции, заполнения судового журнала и расшифровки данных  —  это отдельная история, которая не требует освещения.

Обращу внимание на TBS (troubleshooting) или поиск места отказа – «по-нашему» он произошёл мгновенно: по запаху работники определили местонахождение неисправности, панель КВС Р1, подсветили фонарём и обнаружили «виновницу» произошедшего. В это трудно поверить, но ею оказалась обыкновенная канцелярская скрепка, которая замкнула силовые контакты! Естественно, возникает вопрос: как она туда попала? История оказалась банальной до безобразия.

Командир, при подготовке к предстоящему полёту, положил рабочие бумаги на козырек под лобовое стекло. Каким-то образом отделившись от кипы бумаг, скрепка осталась лежать на панели, однако на разбеге при сильной вибрации «успешно» провалилась в вентиляционное отверстие и замкнула контакты.

В итоге сотне возмущённых пассажиров  —  задержанный рейс, замена борта и экипажа, а авиакомпании – расследование, замена вышедших из строя деталей воздушного судна, несколько кип объяснительных и пара седых волос на головах. Поразительно, скажете вы, но всё это – цена копеечной скрепки, которая просто оказалась не в то время не в том месте.

Однако всё могло быть значительно хуже, ведь если бы эта скрепка, попав в панель позже, замкнула контакты на большой высоте, кто знает, сумели ли бы пилоты благополучно посадить самолёт и устранить неисправность. В связи с этим я хотел бы сказать пару слов в защиту экипажа. Когда была обнаружена неисправность, и пилоты, и бортпроводники действовали грамотно и слаженно. В салоне самолёта не было паники, никто из пассажиров или членов экипажа не пострадал.

Единственное, что пострадало из-за злосчастной скрепки – пара дорогостоящих приборов и авиационные шины с тормозами. Но все эти технические повреждения – ничто в сравнении с бесценными человеческими жизнями, и об этом не стоит забывать всем!

К тому же, с недавних пор гражданская авиация переходит на электронный формат документов, и теперь пилоты приходят на борт с планшетами. Тем не менее, отмечу, что портфель с бумагами всё же при них, так сказать, для безопасности. И я уверен, что в недалеком будущем авиация избавится и от этого неудобства, как когда-то избавилась от деревянного фюзеляжа.

А всем летающим – счастливого пути и поменьше скрепок между контактами!