ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР?

22.06.2018

Фернан Леже "Дым" (1912 г.) - масло, холст - 92 х 73 см. - Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк, США
Фернан Леже "Дым" (1912 г.) - масло, холст - 92 х 73 см. - Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк, США

Картины Фернана Леже, обожавшего технологии и современность, существенно обогатили кубизм сюжетами. С точки зрения техники живописи — его работы достаточно традиционны для кубизма и осуществлены с использованием традиционных кубистических стилистических средств, но вот с точки зрения цветовой гаммы, его картины в рамках кубизма — уникальны.

Верхний ряд - картины Жоржа Брака (1908-1909 гг.). Нижний ряд - картины Пабло Пикассо (1909-1910 гг.)
Верхний ряд - картины Жоржа Брака (1908-1909 гг.). Нижний ряд - картины Пабло Пикассо (1909-1910 гг.)

В основной своей массе картины кубистов выполнены в приглушенной цветовой гамме — "серые на сером" — как заметил сам Леже, который, в отличие от своих предшественников, насытил свои полотна цветом.

Фернан Леже - картины из серии "Дым над крышами" (1911-1912 гг.)
Фернан Леже - картины из серии "Дым над крышами" (1911-1912 гг.)

В начале 1911 г. Леже жил и работал в студии на чердаке в доме на улице Рю де л’Ансьен Комеди. Серия картин «Дым над крышами» явно возникла под влиянием вида из окна на Нотр-Дам и окрестные здания. Именно там он наблюдал дым, поднимающийся из печных труб. Представленные две картины из этой серии наглядно демонстрируют движение художника от монохромной палитры к использованию ярких цветов.

Фернан Леже "Дым" (1912 г.) - масло, холст - 92 х 73 см. - Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк, США
Фернан Леже "Дым" (1912 г.) - масло, холст - 92 х 73 см. - Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк, США

Округлые облака дыма, растущие между зданиями, переработаны видением кубиста максимально эксцентричным способом — в геометрические фигуры, но без утраты их целостности. Живой, пластичный, движущийся, но бело-серый дым образует цветовой и сущностный контраст с жесткой, неподвижной, застывшей структурой стен зданий - мертвых поверхностей, которые, однако, окрашены в яркие и разнообразные цвета.

Больше — в Instagram