Зачем России мост на Сахалин? Чтобы там не было Японской Весны.

31.07.2018

Как известно, 24 июля 2018 года, президент Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос строительства моста на остров Сахалин.

Идея связать остров с материком не нова и проект строительства транспортного перехода существует еще советских времен. В 50-х годах Иосиф Сталин утвердил проект тоннеля через пролив Невельского. Однако после смерти Сталина, работы прекратились.

Сегодня строительство моста на Сахалин оценивается в примерно 450 млрд. рублей. Кроме собственно самого моста, за эти деньги будет построено сотни километров железных и автомобильных дорог. В современном мире, любой проект рассматривается с точки зрения его экономической целесообразности. На сколько экономически целесообразно вкладывать почти пол триллиона рублей в Сахалин?

Мне кажется, что экономическая составляющая не главное в этом проекте, но зависит он напрямую от экономических возможностей страны - тех денег, которые страна готова потратить не в инвестиции, а в защиту своих территориальных границ.

Успех Крыма, почти на 100% обусловлен тем составом и количеством населения, которое там проживало на момент референдума. Почти 70% из 2-х миллионного Крыма - русские. Это подавляющее большинство определило судьбу и принадлежность Крыма. Грубо говоря: сепаратистские настроения возможны только там, где количество того или иного этноса достигает некоторой критической точки.

На Сахалине живет 490 000 человек на площади 76 тыс. квадратных километров, в Крыму, на площади в 25 тыс. квадратных километров живет 2 миллиона человек. Другими словами, на территории больше чем в три раза проживает в четыре раза меньше человек. Ну, а наличие крымского моста открывает сегодня широкие возможности для увеличения населения Крыма за счет множества факторов.

Сахалин, напротив, ежегодно теряет в населении. В первую очередь потому, что люди туда не едут из-за сложности связи с материком и общей неразвитости региона в следствии его островной изоляции.

Последнее время активизировались разговоры Японии о строительстве транспортного перехода с острова Хоккайдо на Сахалин. Если такой переход будет построен, то число японцев на Сахалине в итоге вырастет до критической точки и вопрос принадлежности острова может быть вынесен на общесахалинский референдум. Итог предсказуем. А опыт крымского референдума легитимизирует этот итог.

Конечно, такое развитие событий не будет стремительным, но тот, кто первым свяжет Сахалин с "большой" землей, тот и получит в свои руки стратегическое преимущество в вопросе его будущей территориальной принадлежности.