Как обезопаситься от «кидалова»

Множество фрилансеров сталкиваются с проблемными клиентами, которые либо не в полной мере вносят оплату либо вовсе пропадают не заплатив ни рубля. В свое время с такой проблемой столкнулся и я и в конечном счете нашел решение. Это решение кажется вполне очевидным сегодня, но пришел я к нему только после того, как меня «кинули» в третий раз.

Конечно же эти неприятные факты отличались сами по себе как обстоятельствами, так и причинами, по которым я не получил оплату за свои услуги, но тем не менее это никак меня не успокаивало. Поскольку я не привык перекладывать ответственность на других, я задумался над тем, в чем тут моя вина, а она есть, пусть и не очевидна. Другой на моем месте разразился бы обвинениями в сторону заказчика, что тот последний чудак на букву «м» и полез бы на какой-нибудь ресурс спрашивать у коллег, как проучить нерадивого заказчика.

Конечно и мне хотелось проучить этих гадов, но охладив пламя эмоций прохладной водой рассудка, я начал рассуждать, пытаясь понять как в будущем исключить вероятность повторения таких ситуаций. Задав себе ключевой вопрос: «Где тут мой косяк?», я попытался на него ответить. Первым ответом было «Я ему поверил на слово». Мой косяк? Конечно мой.

Во время моих раздумий мне позвонил друг, поделившись своими соображениями, я услышал очевидный совет: «Составь договор, делов-то!». Три раза «ха-ха», что мешает заказчику, даже подписавшему договор, кинуть меня? Да собственно ничего, ну кинул он меня и что? Что мне даст подписанный им договор? В суд не пойдешь, ведь заказчик может быть не только с другого конца России, но из-за рубежа.

Попрощавшись с другом, я вновь ударился в раздумья. Брать деньги вперед? Тоже не вариант, без клиентов окажешься, кто ж захочет оплачивать то, чего ещё нет. Значит нужны обоюдные гарантии и снижение рисков. Здорово, а как это реализовать на деле? И тут я призадумался пуще прежнего. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Чего боюсь я? Того, что меня кинет заказчик. Чего боится заказчик? Примерно того же. Очевидный компромисс - 50% предоплаты. Вариант? Нет, есть риск что кинет хотя бы на 50%. А что если и я сделаю 50% работы? Стоп! А я могу так? И тут меня осенило. Ошибка многих людей в сфере услуг в том, что они воспринимают свою услугу как нечто монолитное и действуют по простой парадигме: 100% работы за 100% оплаты. А если разбить услугу на мелкие «подуслуги», а? Да, мы не исключаем возможности нас кинуть, но мы снижаем риски, я же не буду выполнять все 100% заказа, я всего лишь выполню 5% и если меня кинут, то я рискую гораздо меньше чем если бы действовал «по старинке».

То есть по сути перед нами стоит две задачи:

  • Получить оплату
  • Завоевать доверие заказчика

Если с первым мы в принципе справились, то со вторым есть некоторые проблемы. Но проанализировав опыт общения с клиентами,, я нашел решение и этой проблемы. Помните как в фильме ужасов? Самый стремный момент - когда тишина и ничего не происходит. Тут все точно также, надо не только что-то делать, но и делать так, чтобы эта деятельность была видна. Минимум раз в день или два дня задавайте какой-нибудь вопрос, запрашивайте материалы и т.д. Как показывает практика, можно спокойно неделями пинать балду (в моменты прокрастинации) и таким образом создавать видимость кипучей деятельности. Минус в том, что потом придется рвать ***опу.

Собственно как и всегда, решив очередную проблему ты начинаешь вспоминать что подобное уже встречал неоднократно, но почему-то не хватило мозгов применить подобный подход с самого начала.

На данный момент я ушел в сторону предоплаты. Заказчики весьма охотно идут на это, поскольку для выполнения услуги необходимо заключение договора с третьей стороной, таким образом создается «официальный кипишь», заказчик видит что все регистрируется на него и он расслабляется. Сначала конечно же пришлось поработать по принципу пост-оплаты, но со временем я малость задрал ценник и поработал с лояльностью клиентов. Теперь заказчики охотнее соглашаются на большую стоимость и спокойно оплачивают и 50% в качестве предоплаты, а иногда и все 100% несмотря на то, что от них требуется оплатить только 10-20%. Наверняка у Вас в голове пронеслось «Чувак, да ты гонишь!». Прекрасно понимаю Вас. Я сам прифигел когда ко мне обратился клиент и предложил доплатить(!!!) за услугу при том, что у нас уже была договоренность по старым ценам, но об этом и о том, как я этого добился, я расскажу в следующей статье.