Форсажная камера истребителя. Рассказывает авиационный инженер

13.07.2018

Продолжаем экскурс в теорию авиационных двигателей и сегодня рассмотрим форсажную камеру...

Двигатель с форсажной камерой сгорания
Двигатель с форсажной камерой сгорания

Все наверное слышали, знают или просто догадываются, что форсаж существует для того, чтобы придать дополнительное ускорение самолету, это если говорить простыми словами, но давайте углубимся в теорию.

Двигатель без форсажной камеры
Двигатель без форсажной камеры

Форсажная камера находится непосредственно за турбиной и именно в ней происходит дополнительное сжигание топлива с целью увеличения тяги. Так например, в двигателе истребителя Су-27 Ал-31Ф, увеличение тяги на форсаже происходит

с 7 600 кгс до 12 500 кгс,

согласитесь, довольно прилично. Существует еще особый форсажный режим, на котором тяга может достигать 13 000 кгс, но на этом мы не будем останавливаться.

Как же происходит подача и сгорание топлива в камере сгорания?

В стандартной камере сгорания топливо подается через многочисленные форсунки, в форсажной камере подача топлива так же осуществляется через специальные форсунки, но немного другой конструкции. Розжиг производится специальными свечами зажигания, тут все довольно просто.

Камера сгорания в разрезе
Камера сгорания в разрезе

Форсажная камера сгорания в разрезе
Форсажная камера сгорания в разрезе

Воздух после камеры сгорания и после турбины все еще достаточно богат кислородом, ну и не нужно забывать о втором контуре, который так же обеспечивает дополнительную тягу и подачу воздуха в форсажную камеру. После включения форсажа, воздух молниеносно расширяется, за счет этого увеличивается тяга и можно увидеть красно-синее свечение из двигателей. Пилот может управлять мощностью форсажа за счет изменяемого сопла.

Но к сожалению, форсаж не предназначен для постоянного применения, и если на режиме" максимал" двигатель может работать довольно долго, то форсажный режим помимо того, что увеличивает расход топлива, еще и уменьшает ресурс двигателя.

Но в условиях боя или каких-то военных операций форсаж просто жизненно необходим, так же его часто используют наши пилотажные группы на выступлениях. Еще форсаж используется для укороченного взлета в палубной и обычной авиации.

**Спасибо за лайк и подписку**

Реактивный двигатель истребителя: ТРД и ТРДД
Сколько стоит истребитель и почему? Отвечает авиационный инженер.