Гулаев Николай Дмитриевич. Третий Ас в ВОВ.

Родился Николай Дмитриевич в 1918 году в городе Аксай, после окончания семи классов и школы фабрично-заводского ученичества поступил в Сталинградское авиационное училище.

С Июля 1942 года Лейтенант Н. Д. Гулаев в действующей армии. По Май 1942 года служил в 423-м ИАП; по Январь 1943 года - в 487-м ИАП; с Февраля по Август 1944 года - в 27-м ИАП ( 129-м Гвардейскм ИАП )

Уже в июле 1943 года Гулаев становится замом командира эскадрильи (27 авиационный полк ПВО). К этому времени он совершил более 95 вылетов и лично сбил 13 самолетов. 27 сентября 1943 Николаю Дмитриевичу было присвоено первое звание Героя Советского Союза.

Всего за время ВОВ Гулаевым было сбито 57 самолета, но на самом деле было их гораздо больше. Сослуживцы рассказывают, что он часто списывал сбитые самолеты на своих сослуживцев. Не от скромности, нет, просто в те годы за каждый самолет полагалась небольшая награда, которую семейные летчики могли отправлять своим семьям. Николай Дмитриевич не имел семьи и был очень великодушным человеком, никогда не гнался за славой и не стремился во что бы то не стало увеличить количество звезд на самолете. На земле он отличался большой скромностью, но вот в небе равных ему практически не было! Один тот факт, что в 42 боях им было сбито 42 самолета, говорит о многом! Но сколько на самом деле их было, уже никто и не скажет, возможно гораздо больше чем у Покрышкина и Кожедуба.

Можно было подумать, что Гулаев родился в рубашке, пожалуй, так оно и было. Ведь ему удалось совершить два "тарана" и при этом посадить самолет и остаться в живых. Один из "Таранов" он совершил вступив в одиночный бой с тремя Ju-87 , сбив первые два, у него просто закончились патроны и тогда он решил действовать. Протараненный крылом самолет противника рассыпался, а истребитель Гулаева вошел в штопор, но ему все-таки удалось удачно сесть. Вытаскивали его из кабины солдаты пехоты, они были свидетелями это захватывающего боя, думали что пилот погиб или ранен, но на нем не было и царапины.

Этот поступок, как никакой другой показывает безграничную отвагу и мужество Николая Дмитриевича.

Первую половину войны Гулаев провел на самолетах Як, после чего пересел на "Аэрокобру", так полюбившуюся всем пилотам-истребителям. Рассказывать о подвигах Н.Д. Гулаева можно очень долго...

"Аэрокобра"
"Аэрокобра"

Но к сожалению война для него довольно быстро закончилось, в сентябре 1944 года он был отправлен на учебу в Военно-воздушную академию. Кто знает, может именно это спасло ему жизнь...

После войны Гулаев служил на командных должностях в Войсках ПВО страны.. С 1955 года в течение пяти лет был командиром 133-й авиационной истребительной дивизии, располагавшейся в Ярославле. С 1966 года по 1974 год в звании генерал-полковника командовал 10-й армией ПВО, в это время жил и служил в городе Архангельске. На доме, где он жил в Архангельске, установлена мемориальная доска.

***Спасибо за лайк и подписку***

Як-9, многофункциональный истребитель