ИИ позволяет брать от жизни и бизнеса больше

Сергей Черноволенко, генеральный директор ГК Softline
Сергей Черноволенко, генеральный директор ГК Softline

Генеральный директор ГК Softline Сергей Черноволенко поделился с корреспондентом портала PRO-IoT своим мнением об основных тенденциях развития ИТ-рынка и обозначил стратегические направления развития бизнеса своей компании.

Какие тренды сейчас преобладают на ИТ-рынке?

Любой тренд в ИТ в большой степени определяется процессами, происходящими в экономике. Конечно, в каждой отдельно взятой стране они могут различаться, но в общем и целом можно сказать, что на сегодняшний день вся мировая экономика переживает своеобразный переломный момент. Он заключается в том, что сейчас трудно найти точки роста экономики, одновременно с этим растет население планеты и возникает проблема, как увеличивать благосостояние людей не разгоняя «печатный станок». Эти глобальные тренды задают и повестку развития ИТ-индустрии. В первую очередь встает вопрос повышения производительности труда, поиска новых бизнес-моделей для того, чтобы зарабатывать деньги, роботизации, т. е. обеспечения надежности различных процессов за счет исключения из них влияния человеческого фактора. Если говорить о прикладных вещах, то роботизация, например, позволяет использовать софтверных роботов вместо людей для решения простых типовых вопросов в колл-центрах. И для того, чтобы быть конкурентоспособным в меняющихся условиях, необходимо постоянно трансформироваться в плане усиления продуктивности и поиска новых бизнес-моделей для роста.

Как бизнес с помощью информационных технологий может решить эти вопросы?

Во-первых, ИТ-компании помогают выявить в бизнесе клиента процессы, которые необходимо трансформировать и, во-вторых, предлагают уже опробованные или новые цифровые решения для их улучшения.

Какие технологии сегодня являются драйверами роста ИТ-индустрии?

Основные из них – это Интернет вещей, искусственный интеллект, роботизация, машинное обучение.

Этот набор одинаков для всех стран или имеются какие-то особенности в зависимости от территории?

Нет, данные технологии имеют разный спрос в зависимости от страны и степени их проникновения. Например, в Индии облака имеют высокий уровень развития и там больше волнуют вопросы, связанные с управлением большими данными и кибербезопасностью.А в Латинской Америке уровень проникновение облачных услуг гораздо ниже и на них имеется значительный спрос. Аналогичная ситуация складывается и в России – у нас сектор clod развит еще не очень сильно, но он растет высокими темпами – ежегодно более +20%. Это связано с миграцией инфраструктуры заказчиков в облака без потери продуктивности. В бизнесе Softline этот сектор занимает около 20%. В нашей стране так же растет спрос на такую технологию, как машинное обучении, что связано с продуктивностью и набирает рост спроса на системы искусственного интеллекта. Хотя пока в общем объеме ИТ-услуг это небольшие цифры, но интерес у потребителей есть.

Наверное, самая популярная сегодня тема – это Интернет вещей. Какие вызовы и возможности для бизнеса несет эта технология?

Что представляет собой Интернет вещей в упрощенном виде? Это огромное количество самых разнообразных девайсов, счет которых в ближайшие годы будет идти на миллиарды, а то и десятки миллиардов. Они будут генерировать огромный поток информации, и главная проблема состоит в том, как ее использовать для того, чтобы улучшить продуктивность уже имеющихся решений и какие новые бизнес-модели можно создать на ее базе.

Еще одна набирающая обороты технология – искусственный интеллект. Какой потенциал у нее на ваш взгляд?

На тему ИИ имеется много спекуляций – благо это или опасность. Но что касается прикладного направления, то несомненно, что эта технология упрощает жизнь людей – она создает возможности брать от жизни и бизнеса больше. Softline фокусируется в этом плане на решении конкретных задач, которые ставят перед нами заказчики. Для этого нашими специалистами создаются математические модели с использованием больших данных. Например, мы сотрудничаем с металлургическими заводами на предмет повышения качества производимой ими продукции. Для этого приходится анализировать большой объем параметров не только внешних, но и поступающих из самой доменной печи, чтобы понимать происходящие в ней процессы.

В каких странах у вашей компании имеются наибольшие перспективы роста?

Если говорить о России, то здесь имеется хорошая возможность роста облаков – инфраструктура как сервис, софт как сервис, платформа как сервис и здесь ограничения зависят только от нас самих и рост может быть выше 50%. Если говорить о зарубежных рынках, то там мы можем расти практически везде и еще более быстрыми темпами, так как наша доля там еще относительно небольшая и все зависит практически лишь от объема инвестиций. Но мы подходим к этому вдумчиво и осторожно, а не гонимся за долей как таковой. Наш лозунг: прибыльный рост, а не просто рост. Доля важна, но нам важно качество и важно, чтобы рост добавлял стабильности нашей компании, а не увеличивал риски. Мы хотим сфокусироваться на развивающихся рынках, включая Россию, Бразилию и Индию. Доля бизнеса компании в России в 2018 году составила 68%, в Латинской Америке – 17%, регионе APAC – 7%, в странах Восточной Европы и Центральной Азии – 8%. В будущем мы планируем довести соотношение бизнеса в России к зарубежному как 50/50.