Почему авторский контент в Дзене — это круто

Сервис персональных рекомендаций Яндекс.Дзен работает в полную силу с авторскими каналами уже больше года. Только авторского контента в нем минимум, а сомнительных рекомендаций предостаточно.

Я пристально следил за запуском Дзена, читал, пожалуй, все интервью Даниила Трабуна и не пропускал ни одного обновления в официальном телеграм-канале сервиса. Ко всему прочему я смотрел или читал трансляции с большинства встреч (для полного фарша мне не хватало только посетить их в живую). Бонус: с некоторого времени у меня стоит Яндекс.Браузер, который в главном меню предлагает персональные рекомендации.

Звучит, наверное, так, будто с вами говорит отчаянный фанат платформы или сотрудник Яндекса, однако ни то, ни другое не соответствует действительности. Мне хочется, чтобы Дзен был крутым, поскольку я считаю саму идею этой платформы классной, но сейчас она далека от этого состояния.

Прямо сейчас на главной странице браузера я вижу рекомендованные мне статьи, открывать которые я бы стал только в припадке, когда руки перестали бы слушаться. Какие-то скандалы, рыночные лайфхаки и сомнительные новости — мне это неинтересно. Воронежский мясник, если ты читаешь это, ничего личного, ты настоящий молодец.

Это большая проблема Дзена. Как бы ни противились этому в Яндексе, он балансирует между тизерами на сомнительных сайтах, группами Вконтакте образца 2012 года и каким-то рекомендательным сервисом вроде myWidget. Как вижу ситуацию я, в этом нет ценности ни для автора, ни для читателя.

Но есть и хорошие новости: грядут перемены! 18 июня Яндекс объявил о запуске программы приоритезации авторского контента. Уникальному, качественному контенту — да, потоковому рерайту — нет, нет и еще раз нет. Дзен поддержит создателей таких материалов и позаботится, чтобы читатели в первую очередь видели его в своих лентах.

Осталось только определить, что считать качественным контентом. Очевидно, что оригинальность и популярность — это не качественные показатели. В попытках узнать, как развить качественный канал на Дзене, вы непременно набредете на форум (да, они еще существуют), где пользователи в гробу видели такую характеристику контента, как качество. Они обсуждают, «как выйти на монету» и «нагреть Яшу». До Дзена они писали тексты про пластиковые окна, а до пластиковых окон разводили кроликов. Все, что их волнует, — возможность быстрого и простого заработка. Винить их в этом сложно, но и обращаться к ним за советами в свете новых правил Дзена, которые вступают в силу (вроде как) с сентября, все же не стоит.

То, что сейчас необходимо человеку, задумавшему попасть в партнерскую программу Дзена, вырабатывать свою собственную стратегию. Благо медиа-платформы — это не новое явление, и кое-какой опыт у зарубежных авторов уже накопился. На этом канале мы будем публиковать новости платформ, давать рекомендации по созданию и дистрибьюции контента, подсмартивать за опытом социальных сетей, разбирать достоинства хороших каналов, чтобы понемногу формировать представление о качественном контенте, в котором так нуждается Дзен.

Обратите внимание: вы прочитали достаточно объемный кусок текста, а по теме заголовка так ничего не сказано. Это и есть первая причина, по которой всем нам нужен качественный контент — честность. Если авторские каналы окажутся в приоритетном положении, им не нужно будет исхитряться с заголовками, чтобы привлечь внимание. Громкие заголовки, не соответствующие действительности и которые не находят развития в тексте, — это кликбейт, механизм манипуляции читательским вниманием. Если проще, это обман.

Следующий пункт — работа с источниками. Большая часть контента на Дзене сейчас — это рерайт. В лучшем случае это перепечатанные с бумажных носителей тексты. Представьте, некоторые пользователи тех самых форумов отправляются в ближайшую библиотеку, берут старые подшивки и становятся архивариусами. Кстати, с точки зрения читателя в этом нет ничего плохого — полезная информация, за которой он бы сам не пошел в библиотеку, доставляется ему в цифровом виде. Единственный минус — достоверность. Любая информация имеет свойство устаревать, так что высока вероятность, что вас вводят в заблуждение текстами с обветшалых страниц.

Другие же «дзеноводы», как они сами себя называют, зачастую используют труд братьев своих меньших — копирайтеров «20 рублей за 1000 знаков». Уместно ли здесь вообще говорить о каком-то качестве? Если Дзен разовьет социальные механики, и у пользователей действительно появится стимул подписываться на авторские каналы, знакомиться с их владельцами, как это происходит в том же телеграме, у авторов появится свой голос, ответственность и стимул выдавать уникальные материалы. Проблем с достоверностью, актуальностью и полезностью в таком случае не будет.

Если все пойдет по сценарию Дзена, «дзеноводам» станет нерентабельно работать в новостном сегменте платформы, и здесь останутся только профессиональные ресурсы. Разумеется, это не гарантирует объективного освещения картины мира, но у нас появится фильтр от совсем уж тяжелой наркомании.

Как говорит Трабун, «у Дзена много точек входа», то есть много возможностей соприкосновения каналов и читателей — главная Яндекса, мобильные приложения и так далее. Это огромная аудитория — авторы получат возможность развиваться, и, более того, к каналам на платформе всерьез начнут присматриваться бренды. А это уже другие гонорары и перспективы.

Но все это возможно, если Дзен действительно задумал меняться. Если набор просмотров и аудитории так и останется непрозрачным, если алгоритм определения качества и оригинальности не станет умнее, если количество дочитываний останется главным качественным показателем, если все дыры не будут залатаны, платформа не изменится. Здесь требуются усилия с обеих сторон.