Подводные камикадзе

Как говорится – на войне все средства хороши. По её логике, чем больше и смертоноснее снаряды – тем лучше. А представьте себе снаряд, который при этом является человеком. На ум сразу сразу приходят камикадзе – японские летчики, направляющие свои самолеты на позиции противника.

А если я вам скажу, что были так же подводные камикадзе?

Управляли они маломерными подводными лодками – Кайтэнами. Пилот помещался в рубку, в которой еле-еле можно было поместиться в полу-лежачем положении. Люк в неё задраивался. Навсегда.

Поскольку кайтэнов было необходимо огромное количество, а дорогостоящие материалы и труд работников на подлодку, которая будет существовать крайне малое время, тратить не хотелось – зачастую были проблемы и со снарядами и с перископами, топливными баками.

Пилоты могли не видеть куда они идут, сколько у них воздуха, топлива, вообще – есть ли снаряд в лодке?

Протечка лодки было обычным делом, пилоты по пояс сидели в смеси воды, солярки, масла, вся эта жижа нагревалась от работы двигателя.

Один из видов кайтэна
Один из видов кайтэна

Поиск цели пилотом осуществлялся с помощью перископа на небольшой глубине. После выхода на цель и прицеливания пилот переключал торпеду в режим атаки: перископ убирался, глубина увеличивалась и включался полный ход.

В случае промаха пилот погибал от недостатка кислорода. Выбраться из подлодки пилот не мог. В ранних версиях присутствовал механизм катапультирования, но в скором времени его убрали в целях экономии средств на производство и, возможно, главное – что ни один пилот им так и не воспользовался.

Пилоты кайтенов
Пилоты кайтенов

Страшно представить себе смерть от удушья на глубине, если кайтэн сбился с курса. Более-менее адекватных средств ориентирования в них не устанавливалось. Перископ был самым примитивным. Пилотам практически невозможно было оценить общую картину боя, и при промахе, они не могли выбрать себе новую цель.