О культуре Dancehall

ПОЧЕМУ КУЛЬТУРА?

Самым правильным ответом на вопрос «Что такое Dancehall?» будет «Это культура, которая родилась на Ямайке». И я настаиваю именно на слове культура! Это не только музыка, и не только танец, и даже не танец и музыка вместе. Это культура острова Ямайка. Ключевые слова здесь культура и Ямайка, поэтому, для того чтобы понять суть и природу Dancehall’a , подробней поговорим о каждом из них.

Ямайские dancehall-танцоры (кадр из клипа Monkey Marc ‘No Surrender’ feat. Sizzla, Capleton, Fantan Mojah & Mista Savona)
Ямайские dancehall-танцоры (кадр из клипа Monkey Marc ‘No Surrender’ feat. Sizzla, Capleton, Fantan Mojah & Mista Savona)

Культура. В данном случае культура – это совокупность нескольких составляющих. Профессор Orville (команда Dance Xpressionz), который традиционно читает лекции о Dancehall на мероприятиях от BIG UP Production, всегда начинает их с того, что дэнсхолл это определенные: музыка, танец, язык, еда, манера поведения, стиль (одежда), состояние души, восприятие мира и самоощущение. Все это – Dancehall.

Понятие Dancehall гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Это не просто танец под музыку, он наполнен смыслом, он имеет свою историю, его необходимо хорошо узнать и почувствовать, чтобы понять. Это целая культура, зародившаяся в гетто Кингстона, столицы Ямайки. Если позволите сказать поэтично, дэнсхолл - это культура, над которой всегда будет развиваться ямайский флаг.

И таким образом мы плавно переходим ко второму ключевому слову нашего определения – Ямайка. История Dancehall’a неотъемлемо связана с историей этого острова. Сущность дэнсхолла, его природа обусловлены менталитетом ямайского народа.

Ямайка. Если говорить об истории острова, необходимо знать несколько основных аспектов, которые повлияли на становление менталитета ямайского народа.

В древности Ямайку населяли индейцы , а когда остров в 1494 году был открыт Христофором Колумбом, его тут же заселили испанцы, жестоко истребившие местное население. Уже в начале 16 века испанцы стали завозить на Ямайку рабов из Африки в качестве рабочей силы. В 1655 году остров захватили англичане. Официально Ямайка была объявлена английской колонией в 1670 году.

Англичанам доставляли немалые беспокойства восстания чернокожих рабов. Таких восстаний было довольно много. Позже в горно-лесистых районах обосновались маруны (беглые рабы и их потомки), которые постоянно совершали набеги на колонизаторов. После отмены рабства для английских колонизаторов и вовсе настали тяжелые времена. Чтобы как-то компенсировать недостаток рабочей силы (ведь африканцы теперь не работали бесплатно, да и за низкую оплату вкалывать тоже не горели желанием), на остров хлынул поток трудолюбивых и неприхотливых выходцев из Индии и Китая.

В 1943 г. на Ямайке было введено всеобщее избирательное право, в 1944 – частичное самоуправление . В 1959 году Ямайка получила внутреннее самоуправление, а в августе 1962 года Британия предоставила ей независимость.

300 лет рабства - серьезный отпечаток, который не может пройти для народа бесследно. На протяжении этого времени складывались определенные устои и традиции, которые передавались потом из поколения в поколение, нормы, на которых выросло ямайское общество, то, среди чего родилась и выросла культура Dancehall.

Например, интересно обстоит положение дел с цветом кожи. Есть люди с белой кожей, есть люди с черной кожей. Белые были рабовладельцами, черные рабами. Этот факт известен и понятен всем, интересно другое: хотя рабство давно осталось в прошлом, власть, влияние и деньги на острове до сих пор сосредоточены вокруг народа с белым цветом кожи, белым или светлым. Люди с черной-черной кожей живут в основном в гетто, они бедны, неграмотны и знают лишь один язык – патуа (Patois или Patwah), простонародный диалект, основанный на упрощенном английском. Верхушка общества же говорит на Jamaican English, стандартном ямайском английском, языке, который изучается в ямайских школах в качестве второго. Чем светлее кожа человека, тем больше у него шансов на успех и безбедное существование. Таков отпечаток рабства, нанесенный на Ямайку.

Многие ямайцы отбеливают кожу специальными химическими растворами, естественно, это очень вредно, но год за годом она становится все белее, и это позволяет им чувствовать себя ближе к верхушке социальной лестницы. Многие отказываются от своего родного языка, говорят только на Jamaican English и делают вид, что не знают патуа…

Популярный dancehall исполнитель Vybz Kartel до отбеливания кожи и после.
Популярный dancehall исполнитель Vybz Kartel до отбеливания кожи и после.

Ямайцам очень сложно выбиться в люди. Если ты родился в ямайском гетто, по сути у тебя есть лишь три возможности, три варианта в чем можно себя проявить, чтобы выбиться в люди (если говорить о некриминальных путях) – музыка, танцы или спорт.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПУТЬ DANCEHALL

Музыка и танцы всегда были неотъемлемой частью жизни Ямайки. Ямайский народ очень музыкален! За годы своего существования он прошел длинный и интересный музыкальный путь, который в итоге приводит нас к дэнсхолу – музыке, которую сейчас знает весь мир.

Кумина (Kumina), покомания (Pokomania) и обья (Obia или Obeah).

Корни дэнсхолла, также как и корни ямайского народа, находятся в Африке. Существенное влияние на формирование культуры, в том числе музыки и танцев, оказали афрохристианские культы, в которых давление, оказываемое правящим классом христианской религии причудливым образом переплеталось с африканскими традициями, верованиями, обрядами и лечебными практиками. Наиболее известными примерами таких культов являются кумина, покомания и обья.

Остановимся немного подробней, например, на кумине. Часть острова, в которой она получила наибольшее развитие - Сейнт Томас. Кумина - это афро-ямайская религия, использующая определенные практики со своими обрядами, музыкой и танцами. Танцы выражают уважение к предкам. Верующие в этом танце обращаются к двум духам: к небесному и земному.

По стилю танцующего можно определить, к какому духу он обращается в данный момент. Если все его движения направлены вверх, если они более воздушны, то он обращается к духу небесному. Если движения направлены в пол, в землю, то он обращается к земному духу.

Танцы в кумине довольно специфичны, поэтому, если ты являешься гостем, то тебя могут попросить уйти во время их исполнения, так как это некое таинство, это разговор с духами. Культура кумины держится в некоторой тайне и не выносится на общее обозрение.

Танцы кумины исполняют на похоронах и за день до них, на дни рождения и свадьбы, а также для защиты семьи, брака или ребенка.

После кумины

Первая аутентичная городская музыка Ямайки - это менто (Mento). Её принято считать таковой, потому что это первая музыка, которую записали именно на Ямайке. Произошло это в середине 50х, хотя сам жанр появился еще в 30х годах. Менто исполняли небольшие уличные ансамбли. На движения, которые танцуют под менто, напрямую повлияла кумина. Менто была музыкой для бедных. Высший класс не воспринимал ни музыку, ни танцы менто и считал это чем-то вроде кантри, предназначенного для простаков и бедняков.

При этом в 50х стали появляться первые уличные вечеринки, называемые словом Dancehall. Да-да, изначально это слово употреблялось для обозначения уличных тусовок и мест, где они проводились, а не музыки или танца. Такие вечеринки обычно организовывали владельцы магазинов, где продавался алкоголь, чтобы простимулировать продажи. Для людей из гетто это было одно из немногих доступных развлечений - музыка и танцы. А поскольку у большинства не было возможности купить даже радиоприемник, не говоря уже о телевизоре или собственном проигрывателе виниловых пластинок, Dancehall вечеринки стали основной возможностью послушать модную в те времена музыку, потанцевать под нее, пообщаться и завести знакомства.

Эти же вечеринки положили начало саунд-системной культуре (Sound System) - одному из важнейших вкладов Ямайки в мировую культуру. Чтобы оценить значение этого явления, надо понимать: из традиций саундсистемной культуры, привезенных уроженцами Ямайки в нью-йоркский Бруклин, родился такой гигант, как Hip-Hop культура.

Поскольку вечеринки в гетто проводились на улицах, чтобы прокачать место по полной, нужны были достаточно мощные мобильные колонки, которые можно поставить где угодно. Кроме того, надо было иметь коллекцию пластинок с модной музыкой, виниловый проигрыватель (изначально он был всего один, вторая «вертушка» добавилась позже) и микрофон, чтобы общаться с публикой, подбадривать ее и заводить.

И, конечно, нужны были люди, которые обладают такой коллекцией пластинок, которая говорит о хорошем музыкальном вкусе и возможности доставать записи, что в те времена было под силу мало кому. Также необходимы были и люди, которые умеют хорошо болтать в микрофон, создавая атмосферу и настроение.

Первых стали называть селекторами (selector или selecta, встречаются и другие варианты написания) - ямайский аналог слова диск-жокей или сокращенно диджей (disc jockey или DJ), распространенного в остальном мире. Селекторы порой сами же и работали на микрофоне, но постепенно появились отдельные люди, у которых это получалось лучше всего, и они стали специализироваться чисто на микрофоне, помогая селектору прокачать тусу. На Ямайке таких людей стали называть диджеями (в этом значении обычно пишется deejay, а не DJ), а когда эта практика была перенесена в США, появилось название MC.

Интересно, что, хотя американский сленг и терминология всё больше входит в жизнь людей по всему миру, в том числе и ямайцев, некоторые до сих пор пользуются традиционными для их культуры словами - selector и deejay, и мы можем услышать это в современных песнях и интервью таких артистов, как Sean Paul, Beenie Man и т.д.

Кстати, в результате постепенной эволюции в работе с микрофоном ямайские диджеи стали имитировать различные звуки, дополняя музыку, то есть положили начало тому, что в последствии стало битбоксом. А дальше они стали не просто общаться с публикой, а делать это в рифму, и пробовать делать это поверх инструментальных композиций или проигрышей, что в дальнейшем привело к появлению читок, то есть можно сказать что эти люди стали прародителями как ямайских артистов (которые тоже любят называть себя deejay, имея в виду именно работу с микрофоном), так и всех вообще рэперов.

Что касается музыки, то поскольку на острове еще не было своей музыкальной индустрии (она только начинала зарождаться), звучали в основном американские пластинки с ритм-энд-блюзом того времени. Особой популярностью пользовалось направление ритм-энд-блюза называемое shuffle.

В начале 60х группа музыкантов додумалась смешать менто и ритм-энд-блюз, и получилась музыка, которая ассоциируется с периодом, когда Ямайка обрела независимость. Эта музыка называется ска.

Ска (Ska) пришёл вместе с надеждами на лучшую жизнь, когда остров обрёл независимость в 1962 году, был пропитан этим настроением и имел очень быстрый ритм, сходный с американским буги-вуги (модная тогда танцевальная разновидность ритм-энд-блюза), но приобретший ямайскую индивидуальность.

Что было дальше? Надежды не оправдались. Очень быстро страна погрязла в разгуле организованной преступности и просто бандитизма, наркоторговле, коррупции и других малоприятных явлениях, от которых жизнь простого народа становилась только хуже. В зависимости от преобладающих в обществе настроений постепенно менялась и музыка.

Частыми посетителями Dancehall вечеринок стали так называемые руд бои (rude boy) - «грубые парни», новоявленные гангстеры и бандиты. Они не хотели танцевать под быстрые ритмы ска. Они хотели просто важно стоять и вальяжно покачиваться, демонстрируя окружающим свою запредельную крутизну. Причем, если музыка была им не по душе, нормальным делом было начать пальбу на вечеринке или начать угрожать селектору пистолетом, чтобы сменил пластинку.

Адаптируясь под новые тренды, музыка стала медленнее. Ска был живой и весёлый, а новая музыка стала более тяжелой, размеренной и минорной. Наступила эра рокстеди (Rocksteady). Название можно перевести примерно как «качать стоя», что вполне отражало манеру вести себя на вечеринках новых героев - руд боев.

Сказались тенденции нового времени и на содержании песен. Всё чаще стали появляться треки, восхваляющие гангстеров либо, наоборот, призывающие народ к миру и благоразумию. При этом развивалась тематика секса, алкоголя, денег - ведь что еще интересно грубым парням, как не их пушки, быстрая нажива, игра с фортуной, выпивка и секс?

Надо отметить, что уже во времена ска и рокстеди селекторы либо диджеи, либо сами артисты в своих песнях нередко предлагали народу танцевать определенным образом, призывая девушек, например, делать шейки и вайны - да-да, это всё идет еще из тех времен.

В 60е уже во всю шло развитие ямайской музыкальной индустрии - открывались студии звукозаписи, наиболее умные и продвинутые из руд боев стремились стать продюсерами и начать зарабатывать на этой ниве. Продюсеры обзаводились своими станками для печати виниловых пластинок, собирали музыкантов для записи модных треков и полностью организовывали процесс рождения музыки - от идеи и студийной звукозаписи до выпуска тиража винила и его дистрибьюции. Открывались музыкальные магазины. Многие еще и обзаводились собственными саунд системами с мощным звуком, транспортом для его перевозки, селекторами, диджеями и обслуживающим персоналом. При помощи своих саунд систем они организовывали собственные регулярные вечеринки, через которые продвигали свою музыку. И, конечно, всё большее количество молодежи, которые не были настолько предприимчивы, но имели музыкальные таланты, стремились стать артистами, мечтая за счет этого вырваться из нищеты гетто.

С началом 70х годов в стране наступил более-менее мирный период. Всего лишь более-менее, но этого было достаточно, чтобы произвести огромный эффект на культурную жизнь. В музыкальной индустрии на первый план выдвинулись растаманы - этому движению, или мировоззрению, или вере, зародившейся на Ямайке, уже шел не первый десяток лет, и количество раста на острове неуклонно росло. Но если до этого раста подвергались гонениям, объявлялись вне закона или же просто презирались, то с наступлением 70х они смогли захватить музыкальный бизнес и стать новыми героями, пришедшими на смену руд боям 60х. В основном именно раста, становившиеся продюсерами, артистами, музыкантами и селекторами ответственны за трансформацию рокстеди в новый стиль - Reggae.

Всем нам известен Боб Марли (Bob Marley), именно он ассоциируется с музыкой Reggae. Однако, стоит отметить, что большинство самых известных его песен были записаны после подписания контракта с английским лейблом Island Records, увидевшем в новой музыке будущее и решившей раскрутить молодое ямайское дарование. Чтобы эта музыка лучше воспринималась мировой аудиторией и не казалась слишком уж специфичной, в нее были добавлены элементы рока и блюза. И прежде всего мир услышал Reggae так, как его играли Боб и его группа The Wailers, только в последствии обратив внимание и на менее известных ямайских исполнителей.

Именно благодаря Reggae, уникальному стилю, люди во все странах почувствовали дух ямайского народа. Это была музыка свободы. И танцевали под неё легко и свободно.

Основную манеру танца тогда называли сканк (skank) - это слово появилось еще во времена ска, а может, и раньше, но в отличие от ска и рокстеди в Reggae это стало основной манерой двигаться. Еще одно широко употребимое в отношении танцев под Reggae музыку слово - джаммин (Jamming). Здесь как в музыке, так и в танце, было меньше сексуального или гангстерского подтекста и больше духовности и любви.

Reggae музыка родила еще два важных поджанра - даб (Dub) и рабадаб (Rub-a-Dub). Тут всё очень просто:

  • Даб - это инструментальные Reggae композиции с добавлением всевозможным сэмплов и эффектов
  • Рабадаб - это читки под даб, то есть к тому времени ямайский диджеи, которых мы упоминали выше (те самые, которые изначально общались с публикой через микрофон), развились до того, чтобы начитывать полноценные песни на инструменталы, а в качестве инструменталов в 70е использовался Dub, отсюда и название.

И вот мы подошли к началу 80х - времени, когда ямайская музыкальная индустрия родила следующий новый жанр, который и является главным героем нашей тематической недели и причиной написания этой статьи.

Да, это Dancehall

Ямайский dancehall-танцор Colo Colo (Кадр из клипа Monkey Marc ‘No Surrender’ feat. Sizzla, Capleton, Fantan Mojah & Mista Savona)
Ямайский dancehall-танцор Colo Colo (Кадр из клипа Monkey Marc ‘No Surrender’ feat. Sizzla, Capleton, Fantan Mojah & Mista Savona)

С начала 80х это слово начинают, наконец, употреблять пременительно к музыке, поэтому отсюда мы и ведем историю Dancehall как музыкального жанра, а в последствии - стиля танца.

То есть, история вечеринок, называемых Dancehall, началась еще в конце 50х, а история музыки Dancehall - в первой половине 80х.

Выделению Dancehall в отдельный жанр и отделению его от Reggae способствовали различные причины. Попробуем выделить несколько основных.

Во-первых, стиль, называемый Rub-a-Dub, всё больше набирал обороты, он нравился народу и активно развивался, а соответственно, развивалась и техника читки. Диджеи становились настоящими местными суперзвездами, даже более популярными, чем певцы Reggae. Один из ярчайших примеров - Yellowman, которого частенько зовут королем - King Yellowman. При этом многие певцы старались приспособиться под требования времени и не просто петь, а сочетать в своей манере пение с элементами речитатива, за что их прозвали sing jay (то есть как бы «поющий deejay»).

Во-вторых, ямайским музыкантам стали доступны электронные инструменты, прежде всего - ударные и клавишные. Это повлияло и на звучание, и на ритмы. Ритм-секция становилась более жесткой и напористой, более ярко выраженной. А с началом новой волны экономического кризиса продюсеры вообще начали приходить к выводу, что слишком дорого приглашать столько музыкантов, сколько требовалось для записи качественной Reggae композиции, и можно ограничиться ударником с электронной установкой, басистом и клавишником с электронной клавиатурой (ну и по желанию - ритм-гитара).

В-третьих, да-да - опять обострение экономической и криминальной ситуации в стране, опять мрачняк и выдвижение гангстеров на лидирующие позиции в обществе.

Резюме: музыка стала более тяжелой и минималистичной, стал преобладать речитатив либо же манера пения, стилизованная под него, а в качестве наиболее популярных тем для песен раста тематику заменили насилие и секс.

Собственно, поэтому музыку и прозвали словом, которым раньше обозначали вечеринки и места для вечеринок - Dancehall. Ушла преобладавшая в Reggae духовная и социальная тематика. Ей на смену пришла музыка так сказать «бездуховная», ориентированная исключительно на вечеринки, танцы и отдых, причем отдых в стиле тех же рудбоев, которые снова стали диктовать моду и которых постепенно всё чаще стали назвать бадманами (bad man или badman), то есть «плохой человек» (хотя в дальнейшем bad стало употребляться еще в значении скорее «крутой», чем «плохой», но изначальный смысл этого слова никто не отменял).

Справедливости ради надо заметить, что и тогда были артисты, продолжавшие говорить о мире и любви. Но они уже не были в большинстве. Некоторые артисты эмигрировали, не приняв Dancehall, и продолжили делать традиционный Reggae в Европе или Америке, где его всё ещё хотели слушать. Некоторые ушли из музыки на время или навсегда. На смену им на Ямайке пришло новое поколение, поколение артистов, делающих Dancehall.

В добавок еще и Боб Марли умер в 1981 году, и это было символично - как будто закатилось солнце Reggae музыки и наступили мрачные времена.

Конечно, в современной Dancehall музыке диапазон тем и настроений довольно широк, духовная составляющая вернулась и теперь она присутствует не только в Reggae, который продолжил жить своей жизнью и развиваться как отдельный жанр, но и в Dancehall.

Кстати, зачастую Dancehall относят к Reggae музыке как поджанр, не выделяя его в отдельную культуру, а рассматривая его как часть целого - ямайской музыкально-танцевальной культуры. Такая точка зрения тоже вполне логична с учетом истории, которую мы рассказали.

Осталось добавить еще пару важных моментов.

Экономический фактор, заставивший продюсеров экономить и заменять целые группы живых музыкантов парой-тройкой человек с электронными инструментами, привел и к новой фазе экономии. Зачем тратить деньги, оплачивая музыкантам работу над индивидуальным инструменталом для каждой песни, если можно использовать один инструментал для нескольких песен? Так появилось явление риддима (Riddim).

Слово riddim существовало и раньше - это просто ямайское произношение и написание слова Rhythm, то есть - ритм. Постепенно этим словом начали называть инструменталы композиций (аналогично как в хип-хопе говорят «биты»). Это произошло еще до оформления Dancehall в отдельный стиль музыки. Но именно с началом эпохи Dancehall в 80х тема с риддимами превратилась в настоящее сумасшествие - когда на один риддим писалось много разных песен разных артистов. Да и диджеи и сингджеи охотно поддерживали эту тенденцию - они могли зафристайлить на вечеринке под известный инструментал, и если получалось удачно, то потом шли в студию и записывали песню на этот же инструментал - вот и готова еще одна песня на риддим. Риддимам стали давать названия и издавать целыми риддим-альбомами - сборниками разных песен на один риддим. Количество песен на один риддим спокойно могло перевалить за два десятка.

А в 1985 году вышел в свет первый полностью цифровой риддим, то есть сделанный при помощи всего лишь одной электронной клавиатуры Casio, без участия барабанщиков, басистов и других музыкантов. Это был Sleng Teng Riddim, названный так по хиту, взорвавшему тогда танцполы Ямайки - Wayne Smith «Under Me Sleng Teng».

Это положило начало бурному развитию рагги (Ragga) - так окрестили полностью цифровой Dancehall, и, в принципе, весь современный Dancehall можно называть Ragga и это будет правильно, но это слово оказалось менее употребимым и постепенно отошло. Слово Ragga происходит от Raggamuffin, что значит простолюдин, человек из гетто, оборванец.

С развитием цифрового Dancehall продюсеры и музыканты всё больше экспериментировали с ритмами и всё больше удалялись от традиционной музыкальной формы Reggae. Ритмы становились быстрее и жестче, порой приобретали черты разных стилей электронной музыки других стран.

Это повлекло за собой бурную эволюцию как читок и вокала, так и танцев. При этом в 80х и 90х остальной мир неохотно принимал Dancehall и мало им интересовался, видя в нем пропаганду насилия и сексизма. Мир хотел по-прежнему слушать Reggae и другие производные от него, более мягкие, политкорректные и позитивные, чем Dancehall. Ямайская Dancehall культура в этот период как бы варилась в своем соку и музыка была ориентирована на потребности внутреннего рынка, не особо парясь, что об этом думает остальной мир. Поэтому, слушая Dancehall 80х и 90х, вы можете услышать минималистичную и жесткую электронную музыку, сделанную на дешевых синтезаторах и клавиатурах и записанную с низким качеством (ранний Dancehall начала 80х еще сохранял черты Reggae и был довольно мелодичным, а вот с началом Ragga бума музыка становилась всё более жесткой и экспериментальной).

При этом в 90х на Ямайке появилось такое явление, как конкурс Dancehall Queen. Тогда он представлял собой конкурс для девушек, в котором надо было максимально впечатлить и даже шокировать публику своим выходом под музыку - допускалось всё, вплоть до демонстрации гениталий (так называемый skin out, то есть «кожа наружу», «напоказ» - в последствии то, как это делали, стало просто элементом танцев, зачастую уже без реального обнажения). Судила толпа.

Также в 90х активно шло развитие танцев - в это время легендарный уличный гетто танцор Gerald Levy также известный как Bogle, Father Bogle и Mr Wacky придумывал танцевальные движения, давал им названия и делал это так, что на всех Dancehall вечеринках их танцевали. В последствие эту тему стали подхватывать и другие танцоры. При этом артисты, видя, как народ сходит с ума по этой новинке, стали записывать песни, посвященные танцевальным движения - степам или мувам. Это отдельная и очень важная для понимания Dancehall культуры тема, и мы поговорим об этом подробнее в дальнейшем.

С началом 2000х на волне популярности таких артистов, как Sean Paul, Beenie Man и Elephant Man, подписавших контракты с крупнейшими американскими лейблами, заинтересовавшимися вдруг снова Ямайкой, как когда-то Island Records заинтересовались Бобом Марли, о Dancehall заговорил весь мир.

Dancehall культура вышла из тени и стала активно распространяться повсеместно. В связи с этим музыка становилась всё качественнее, дороже и мелодичнее, а танцы всё разнообразней. В итоге мы пришли к тому, что имеем сейчас, и продолжим обсуждать это в последующих статьях, постах, эфирах и так далее.

Кто дочитал до конца - тот молодец и тому респект! Я старался именно для вас ;)