Cделать Питер культурным снова. 7 шагов.

31.07.2018

World Travel Awards – самая престижная международная премия в области туризма доставалась Санкт-Петербургу в различных номинациях, в том числе «Лучшее культурное направление», «Лучшее круизное направление в Европе» в 2015, 2016 и 2017 годах. Удивительно, почему Питер не удостоился ее на 10 или 20 лет раньше, ведь складывается впечатление, будто бы город полностью остановился в своем развитии – кажется, будто сейчас из переулка выбежит Данила Багров, а местами и вовсе может померещиться картавый голос Ленина, поднимающий народные массы на борьбу с царизмом.

В городе огромное количество туристов, как из России, так и из-за границы. Однако, совершенно не понятно, откуда они все берутся. Целенаправленной маркетинговой кампании не проводится. Улучшений, направленных на создание комфортных условий пребывания и грамотной организации турпотока также не наблюдается. И вроде бы деньги есть – по государственной программе «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы выделено 149 миллиардов рублей. Судя по тому, что основные проблемы до сих пор остаются не решенными, очевидно, что деньги просто напросто крадут. Вообще, гуляя по Питеру, меня всюду преследовало ощущение, будто городом не занимаются вообще: есть Зимний, есть Эрмитаж, есть Петергоф. Люди приезжают, награды получаем – зачем что-то вообще делать?

Я представляю на минуту, что выделяемые деньги тратятся куда надо, и предлагаю обратить внимание на несколько вполне решаемых за два-три года проблем. Причем это вовсе не касается ремонта фасадов, или борьбы с рекламой проституток, уже ставших неотъемлемой частью города, (хотя было бы очень неплохо) а имеет отношение исключительно к тем вещам, которые самым прямым образом влияют на общее впечатление и непосредственный опыт туриста. Исходя из этих деталей турист либо со страстью рекомендует Санкт-Петербург своим друзьям, либо ограничивается постным рассказом, в случае если его спросят, как величественна дворцовая площадь и как красив Исаакиевский собор. А если расспрашивать и дальше, то узнаешь, что периодически возникает диссонанс от слившихся воедино помпезности и антисанитарии. Здравый смысл и современные европейские города в качестве примера навевают мысли, что однажды, ты приедешь в Петербург и не столкнешься с тем, о чем пойдет речь ниже.

Очереди в музеи

Типикал кунсткамера
Типикал кунсткамера

Начать хочется именно с этого. Казалось бы, такая незначительная и очень легко решаемая проблема. Хочешь попасть в кунсткамеру или Эрмитаж? Первый экспонат, который тебе предстоит осмотреть в течение ближайших 40 минут – колонна людей под палящим солнцем. Половина посетителей, увидев очередь, разворачивается и идет дальше, а город теряет деньги. В Эрмитаже уже начали решать эту проблему, установив терминалы по продаже билетов, которые, правда сильно отстают в плане UI/UX от современных концепций, отчего и за ними выстраивается огромная очередь. Для тех читателей, кто собирается в кунсткамеру, и скорее всего столкнется с очередью – лайфхак: слева от входа переулок, который приведет вас к выходу. Никаких препятствий на пути в виде ограждений или охранников вы не встретите, так что смело заходите и вам, скорее всего, повезет.

Do you speak English?

В глаза бросается полнейшее безразличие к трудностям перевода. Город совершенно не адаптирован под англоговорящих туристов – информация на английском дублируется выборочно. Где ее достаточно – так это в меню ресторанов. В самом городе и в достопримечательностях к услугам иностранцев прекрасная, но неразборчивая кириллица. В туристических местах нету и специально обученных сотрудников с соответствующим разговорным навыком, объяснявшим бы туристам, где вход, а где выход, что посмотреть и где поесть. Бедные, бедные иностранцы, привыкли к тому, что полицейский лучший друг туриста. В каком же шоке они пребывают от того, что в России полицейский, это болванчик, который ни одного слова по-английски не знает и вообще к иностранцам относится с совковым недоверием. В Эрмитаже, на входе, всего одна рамка и один сотрудник, героически и по-английски одновременно объясняющий, где купить билет, как им воспользоваться, и при этом еще и досматривающий сумки и рюкзаки посетителей, что создает длинную очередь. И опять же, очень легко решается.

Грязь и мусор

Переулок возле сенного рынка. Московский проспект 12
Переулок возле сенного рынка. Московский проспект 12

Вонь – постоянный спутник во время пеших прогулок. Повсюду мусор, пустые бутылки. Лавочки постоянно заняты бездомными. Если же повезет, и скамейка будет пустая, то её внешний вид и запах напомнит о том, что вот уже 8 лет это лавочка бомжа Василия. Городу явно не хватает армии уборщиков, которая привела бы его в божеский вид. Отдельное внимание хочу уделить мусорным бакам. Унифицированные, дизайнерские, продуманные, повсеместные мусорные баки как в Европе. Фантазия? Глупости? Где-где, а в Питере, как ни в каком другом городе это нововведение сильно бы улучшило облик города.

Графический дизайн

Чем мы хуже?
Чем мы хуже?

В продолжение предыдущего тезиса, не помешало бы провести полномасштабную работу над визуальной составляющей города. Бездарный логотип и имиджевые элементы от Артемия Лебедева, может оттого и бездарные, что не внедрены полностью. В случае такого глобального проекта, как создание бренда для столицы Российской Империи, полумеры выглядят как конкурсные работы школьников, хаотично вывешенные в черте города. В Санкт-Петербурге огромное пространство для творчества в этом направлении – фонарные столбы, мусорки, печатная продукция, мобильное приложение, автобусы, социальная реклама, нумерация домов, таблички в музеях, указатели, сувенирная продукция и так далее. Подобная единообразная концепция, пусть и с множеством недочетов уже есть в Москве, и надо сказать, что это оказывает сильное влияние на восприятие города и уже позволяет ставить его в один ряд с европейскими столицами. Систематическое и целенаправленное решение этой задачи со вкусом и с правильной передачей атмосферы города преобразит Петербург из алкостолицы России в современный культурный и удобный для жителей и туристов город. Добавьте к визуальной составляющей всевозможные справки, гиды, мобильное приложение, и просто наблюдайте, как за несколько лет значительно увеличится поток туристов и денег, которые они с удовольствием будут тратить.

Уличные торгаши

Опять же проблема решается на раз-два. Насколько низко Петербург задает планку, когда на Садовой улице, что в двух километрах от адмиралтейства крайний правый ряд занят машинами с арбузами, очками, наушниками, зарядками и (!)блоками сигарет, а половина тротуара их «лавочками». Дворцовая площадь не исключение. Про комфортное передвижение не то чтобы велосипедистов, даже пешеходов, говорить не приходится. То же самое касается и впаривателей магнитиков, экскурсий, прогулок на теплоходах, продавцов мороженого, напитков, орешков, сладостей и прочих лавочников, чье место в офисах, магазинах, а не на проезжей части. В отдельном ряду встают художники и музыканты, которые располагаются на широких пешеходных улицах, дабы не мешать себе и другим. Тем не менее, учитывая бешеную популярность уличного искусства и любовь со стороны публики, значительное влияние на облик города оказала бы поддержка и кооперация со стороны администрации города. Специальные места для художников, музыкантов и прочих деятелей искусств могли бы быть удобными для артистов, зрителей и идущих мимо людей.

Экскурсии и прогулки на теплоходах

Уже что то близкое к идеалу. Но это скорее исключение.
Уже что то близкое к идеалу. Но это скорее исключение.

Уже упомянутые в прошлом пункте, этот вид развлечений стоит отдельного внимания. Где бы ты не находился в центре Питера, тебе везде будут предлагать съездить в Петергоф или отправиться по каналам. С табличками стоит весь цвет Санкт-Петербурга: школьники, старики, алкаши, в особо редких случаях красивые студентки. Особой приставучестью они не отличаются. Проблема в том, что их оооооочень много – в десятки раз больше, чем полицейских, которых на удивление практически не видно. Если и сказать, что это раздражает, то именно своей бессмысленностью. Городу вполне хватит 5-10 компаний, которые сконцентрировали бы отрасль в своих руках. Их будет гораздо проще контролировать, а четко обозначенное игровое поле создаст здоровую конкуренцию. Компании начнут бороться за своего клиента, предоставляя удобные и безопасные транспортные средства, сервис. Через какое то время, возникнет несколько крупных игроков, имеющих четкое позиционирование в сознании туристов, хорошо представленных в интернете, чьи услуги удобно сравнить по отзывам, заказать и оплатить. В идеале это явление должно приобрести характер продуманной и качественной услуги, вместо стихийного уличного «приставалова», коим это является сейчас.

Виза

С получением туристической визы в Россию связано много трудностей. Многие иностранцы попросту отказываются от российского туристического направления. Так, например, пассажиры круизного лайнера во время стоянки корабля в Санкт-Петербурге имеют возможность пребывать, что называется «на берегу», ограниченное количество времени без визы, что не мешает им насладиться прелестями города. Однако, Питер так и остается их единственным посещенным в России городом, как раз таки из-за визовых барьеров.

Но зачем?

Возможно, уже сложившаяся популярность культурной столицы и обусловлена суицидальном флером города. Возможно, именно контраст исторического величия и современного безразличия вызывает восторг и заставляет россиян и иностранцев приезжать сюда снова и снова. Возможно, Шнур не маргинализирует город и не потворствует пропаганде алкоголизма, а просто констатирует действительность в присущей ему манере.

В таком случае, даже при всей «артхаусности» атмосферы города закрывать глаза на проблемы, которые совершенно не делают ему чести и, пусть даже маргинальной, но эстетики в себе не несут, преступно. Неужели, дань, которую платят уличные торгаши ментам, которая впоследствии уходит в администрации района действительно стоит того, чтобы портить культурный облик города, снижая доходы от туризма? Кто знает, возможно однажды мы увидим толпу довольных туристов и сияющие улыбки горожан, которые гордятся своим городом и каждый день могут наблюдать, как умело выстроенный денежный поток доходов с туризма преображает их любимый город.