ЧТО ГОВОРИТ СОВРЕМЕННОЕ КИНО О СОВРЕМЕННОСТИ?

22.06.2018

Кинематограф – это не только способ проведения досуга, не только сфера экономической и профессиональной деятельности. Кинематограф – это часть культуры. Не случайно за деятельностью кинематографа во всех странах отвечают министерства/департаменты культуры. Государство оплачивает напрямую киносъемки, способствует продвижению и развитию отечественного кинематографа как внутри страны, так и за рубежом. Любое государство в той или мере дает заказы кинематографистам на съемки той или иной направленности, той или иной тематики. Дело не только в том, что правительство ведет цензуру кинематографа. Правительство, в лице деятелей министерств культуры, имеет задачу создавать, развивать и распространять объекты культурного наследия. Одним из таких объектов является кинематограф.Киноленты снимаются, систематизируются и складируются в государственных архивах не только для того, чтобы списать на эту деятельность огромные деньги. Но еще и для того, чтобы запечатлеть и сохранить в истории реалии сегодняшнего дня. Одной из важнейших провозглашенных задач кинематографа является отражение идеалов и проблем современности, то есть настоящего времени.Так о чем же говорит сегодняшний кинематограф о нашем обществе? Конечно, есть жанровые и исторические фильмы, есть картины, посвященные вечным и вездесущим темам смысла жизни, неравенства и несправедливости в обществе, роли товарно-денежных отношений и многого, многого другого.Но есть темы, которые в определенный период времени выходят на первый план. Одной из таких тем для современного кинематографа стало осмысление публичности как неотъемлемой части любого успеха и поражения. Публичность, то есть невозможность скрыться от СМИ и Интернета стала темой номер один в фильмах последних лет. Новым сюжетом для огромного числа фильма стало переплетение частной истории личной жизни с ее общественной оценкой.Персонажи фильмов становятся заложниками публичности, которой они зачастую и не хотели, и к которой не стремились. Им приходится соответствовать статусу публичной персоны, жертвовать личными интересами и отношениями в угоду экранного образа. СМИ  - это теперь не просто образ социального оценивания и воздействия на общества. СМИ выступает теперь как определяющий, моделирующий и зачастую изменяющий личную жизнь и ценности человека. СМИ и интернет выступают как сила, вторгающаяся в дом человека не для того, чтобы показать что-то на экране, а для того, чтобы показать самого этого человека в его собственном доме на экране других людей...

Кадр из фильма "Убрать из друзей", основанном на идее, что информация, попавшая в интернет "живет вечно" и влияет на жизни всех, кто с ней связан. Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма "Убрать из друзей", основанном на идее, что информация, попавшая в интернет "живет вечно" и влияет на жизни всех, кто с ней связан. Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма "Голодные игры", в котором персонажи сначала вне своей воли попадают на экраны телевидения, становясь заложниками своего положения, а впоследствии используют экраны телевидения для пропаганды собственных лозунгов. Фото: Lionsgate
Кадр из фильма "Голодные игры", в котором персонажи сначала вне своей воли попадают на экраны телевидения, становясь заложниками своего положения, а впоследствии используют экраны телевидения для пропаганды собственных лозунгов. Фото: Lionsgate
Кадр из фильма "Бобер", в котором главный герой фильма высказывает отношение к членам своей семьи на телевизионной программе. Фото: Summit Entertainment
Кадр из фильма "Бобер", в котором главный герой фильма высказывает отношение к членам своей семьи на телевизионной программе. Фото: Summit Entertainment
Кадр из фильма "Комната", где главная героиня соглашается на телевизионное интервью, на котором ей публично приходится отвечать на вопросы, о которых она никогда не задумывалась раньше. Фото: Element Pictures
Кадр из фильма "Комната", где главная героиня соглашается на телевизионное интервью, на котором ей публично приходится отвечать на вопросы, о которых она никогда не задумывалась раньше. Фото: Element Pictures
Кадр из фильма "Стрингер", в котором поднимается вопрос о том, на что способен человек для того, чтобы получить "красивый кадр" и о том, что каждый из нас может статьи объектом подобного "красивого кадра". Фото: Nightcrawler
Кадр из фильма "Стрингер", в котором поднимается вопрос о том, на что способен человек для того, чтобы получить "красивый кадр" и о том, что каждый из нас может статьи объектом подобного "красивого кадра". Фото: Nightcrawler
Кадр из фильма "Исчезнувшая", где взаимоотношения героев становятся объектом всеобщего обсуждения. Более того, главный герой использует телевидение для общения с пропавшей женой, а в итоге становится заложником собственной медийности. Фото:Twentieth Century Fox, Regency Enterprises
Кадр из фильма "Исчезнувшая", где взаимоотношения героев становятся объектом всеобщего обсуждения. Более того, главный герой использует телевидение для общения с пропавшей женой, а в итоге становится заложником собственной медийности. Фото:Twentieth Century Fox, Regency Enterprises
Кадр из сериала "Шерлок", в одной из серий которого показывается как легко враг может с помощью СМИ создать и направить всеобщее негодование в сторону невиновного. Фото: BBC
Кадр из сериала "Шерлок", в одной из серий которого показывается как легко враг может с помощью СМИ создать и направить всеобщее негодование в сторону невиновного. Фото: BBC
Кадр из сериала "Семья", в котором показано как личные взаимоотношения внутри семьи становятся жертвой необходимости придерживаться положительного образа в СМИ. Фото: ABC
Кадр из сериала "Семья", в котором показано как личные взаимоотношения внутри семьи становятся жертвой необходимости придерживаться положительного образа в СМИ. Фото: ABC

Не так давно кинематограф осмыслял другую тему – тему влияния современных технологий на общество. Эта проблема все еще появляется и будет появляться в кино, но она уже вторична. Страх перед искусственным разумом, осознание его существования и возможного подавления человечества уже не являются определяющей проблемой современного общества.  Такие фильмы как «Превосходство» 2014 г., «Она» 2013 г., «Она - машина» 2013 г., «Из машины» 2015 г., «Валл-И» 2008 г. - не открывают новые реалии, а уже предлагают различные подходы к осмыслению действительности. Открывали эту тему фильмы, выходившие еще на стыке XX и XXI веков: «Двухсотлетний человек» 1999 г., «Искусственный разум» 2001 г., «Терминатор» 1984 г., «Робокоп» 1987 г., «Матрица» 1999 г., «Особое мнение» 2002 г. и многие другие.

Кадр из фильма "Она". Фото:  Warner Bros. Picture
Кадр из фильма "Она". Фото: Warner Bros. Picture

Современное общество столкнулось с интерактивностью, информационной открытостью. Следствием развития информационных технологий стала публичность каждого человека, живущего на земле. Публичность стала обыденностью. Обыденность стала публичной и потеряла естественность. Именно эта тема волнует современный кинематограф и, соответственно, современное общество.  

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/chto-govorit-sovremennoe-kino-o-sovremennosti