ДА БУДЕТ ЗВУК!

22.06.2018

С момента появления первых фильмов кино остро нуждалось в звуке. Эдисон, который стоял за изобретением кинетоскопа, хотел сразу сделать из него аппарат, записывающий не только движущиеся картинки, но и звук. Собственно экспериментальные версии кинетоскопа могли записывать звук – но этот звук был неразличимым шумом к тому же не синхронизированным с картинкой. Эдисон отказался от этой идеи только из-за того, что это было сложно реализовать и требовало длительных экспериментов, а ему нужно было делать деньги здесь и сейчас, не давая конкурентам возможности опередить его. В итоге, он, как и многие другие, сосредоточились на изобретении и совершенствовании киноизображения.

Экспериментальный звуковой фильм Уильяма Диксона, снятый в лаборатории Томаса Эдисона в 1913 г.


Стоит отдельно отметить, что устройства, записывающие звук были широко распространены еще до появления кинематографа. Уже знакомый нам Томас Эдисон в 1877 году изобрел фонограф – это устройство не только воспроизводило звук, как свои предшественники, но и записывало его.Немые фильмы никогда не были немыми в полном смысле. Даже самые первые кинематографисты понимали, что одно изображение не вызывает должного увеселительного эффекта у зрителей. Звук в кино довольно быстро прошел следующий эволюционный путь:- Сначала демонстрация кинолент сопровождалась музыкальным аккомпонентом пианиста, органиста или даже целого оркестра. Они могли импровизировать или играть в соответствии с заданной к фильму мелодией. Там, где это было неудобно или нерентабельно, стали включать запись на фонографе.

Демонстрация немых фильмов с живым музыкальным сопровождением стала в XXI веке эксклюзивным видом развлечения. Фото: timeout.ru
Демонстрация немых фильмов с живым музыкальным сопровождением стала в XXI веке эксклюзивным видом развлечения. Фото: timeout.ru

- С удлинением кинолент и соответственно усложнением сюжета появилась потребность не только создавать соответствующее "настроению" изображения музыкальное сопровождение. Появилась потребность в уточнении и комментировании происходящего. Так в кино появился не только мелодия, но и слова. Сначала роль такого комментатора взяли на себя люди, стоящие за киноаппаратом. Они крутили рукоятку аппарата и параллельно рассказывали о том, что происходит на экране (интерпретации были весьма вольными и субъективными, примерно как показано в "Мимино").

Эпизод из фильма "Мимино", 1977 г., реж. Г. Данелия

Довольно быстро кинематографисты пришли к идее вклейки в снятые сцены отдельных кадров с поясняющими надписями (intertitle). Такие внутренние титры объясняли происходящее на экране или цитировали диалоги, разыгрываемые немыми актерами (Появление таких тиров не было новинкой кинематографа, так как уже в 19 в. подобные титры использовались в театральных постановках). А к музыкальному сопровождению присоединяются и шумовые эффекты.

Фильм с использованием "intertitle" и музыкальным совпровождением, 1920 г., Бастер Китон в главной роли

Фильм с использованием "intertitle", музыкальным сопровождением и шумовыми эффектами - "Золотая Лихорадка" 1925 г., Чарли Чаплин в главной роли


Но и этого было недостаточно. Наконец, к концу 1920-ых годов появляется техническая возможность синхронно записывать не только изображение, но и соответствующий фильму звук. В кинотеатрах стали появляться короткометражные фильмы, демонстрация которых сопровождалась озвучкой. С технической стороны этот процесс представлял собой одновременное воспроизведение киноленты и граммофонной пластинки.

Технология "Витафон" в 1926 г. Источник фото: lpost.ru
Технология "Витафон" в 1926 г. Источник фото: lpost.ru

Так появилась первая массовая система звукового кино – «Витафон» (Vitaphone), использовавшейся компанией Уорнер Бразерс. Синхронизация обеспечивалась благодаря общему приводу, объединившему кинопроектор и граммофонный проигрыватель. И у этой системы было множество недостатков – от киномехаников требовалось немало усилий чтобы обеспечивать хрупкость синхронности картинки и звука. Если пленка рвалась и ее требовалось склеить – это становилось настоящей головной болью. Однако, у такой раздельной записи звука и изображения были несомненные плюсы – качество изображения и качество звука было довольно высоким. К тому же такая технология не требовала изобретения и распространения сложного технического оборудования. - Технические эксперименты продолжались вскоре появилась фотографическая (оптическая) технология записи звука. Запись звука наконец перекочевала непосредственно на пленку, на которой было записано и само изображение.В 1919 году три немецких изобретателя запатентовали систему «Триэргон» (Tri-Ergon). Это была первая технология обеспечивавшая запись звука и изображения на одной пленке. В этой технологии предполагалось использование нестандартной ширины кинопленки – 42 мм, 7 мм из которой были звуковой дорожкой, частота съемки и проекции тоже подверглась изменению. В то время кинооборудование уже имело единый стандарт, под который не подходила такая пленка. В результате эта технологии сама по себе не получила распространения, но стала основой для «Фонофильма Фореста».

Ли Де Форест, основатель "Фонофильма". Источник: interesno-vse.ru
Ли Де Форест, основатель "Фонофильма". Источник: interesno-vse.ru

В 1923 году американский изобретатель Ли Де Форест представил публике свою запатентованную систему озвучки «Фонофильм Фореста». Его система записывала весьма качественно звук на пленку. Однако и его изобретение не приобрело широкого распространения – в этом случае из-за патентных разбирательств. Ли Де Форест, как когда-то Томас Эдисон, хотел чрезмерно контролировать использование своей технологии, и в итоге проиграл бурно растущему и обучающемуся Голливудскому кинобизнесу. Его технологию не купила ни одна крупная компания, а попытка самостоятельно снимать и прокатывать звуковые фильмы быстро потерпела неудачу.В 1926 году Теодор Кейс, до этого работавший совместно с Ли Де Форестом, продает права на свою технологию «Мувитон» компании Фокс. Его изобретение становится наиболее качественным способом совмещения записи звука и изображения на пленке. Недостатком технологии было изменение размеров кадра. Размещение звуковой дорожки между перфорацией и изображением вынудило разработчиков сузить распространенный на тот момент кадр 18×24 мм до размера 18×21 мм. Но и эту проблему вскоре удалось решить.

Познавательный фильм "Основы записи и воспроизведения звука в кинематографии" от Леннаучфильма, 1983 г.


Дальше технология только совершенствовалась. Разработанная в 20-х гг XX века технология записи звука на кинопленку сохранилась и по сей день. Альтернативу фотографической (оптической) запись смогли составить только цифровые технологии.Следует отметить, что для того, чтобы звук утвердил свое положение в кино потребовалась техническая эволюция трех составляющих кино: - Камера должна была качественно записывать звук;- Пленка должна была качественно запечатлеть звуковую дорожку, без ущерба для записи изображения;- Проектор должен был качественно и синхронно воспроизводить записанные звуки и изображения.Но главные изменения, зарожденные звуковым кино, относятся не столько к технике, сколько к последовавшей творческой модернизации киноискусства и экономической перестройке кинобизнеса.В 1927 году на экраны выходит первый полнометражный звуковой фильм «Певец Джаза». Его выпустила компания Ворнер Бразерс, а не Фокс, владевшая на тот момент технологией записи звука на пленку. Фильм был снят по технологии Витафона, где звук записывался на отдельную пластинку. То есть революционный шаг в развитии кино совершили вовсе не те, кто владел более совершенными технологиями.

Эпизод из фильма "Певец джаза", 1927 г. Реж. А. Кросленд. В фильме совмещены запись звука (звук записывался непосредственно на площадке, актер одновременно поет и играет на пианино, слышны шумы от работы кинокамеры), немое кино с фоновой музыкой и вставки "intertitle"

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/da-budet-zvuk