ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОЛЛИВУД: СТАНОВЛЕНИЕ КОМПАНИЙ-МЕЙДЖОРОВ

22.06.2018


Рекламная вывеска Hollywoodland, установленная в 1923 году. Фото: obsessive-coffee-disorder.com
Рекламная вывеска Hollywoodland, установленная в 1923 году. Фото: obsessive-coffee-disorder.com

Голливуд до того как его обжили кинематографисты представлял собой весьма заурядную деревеньку на Тихоокеанском побережье Америки. Территория сегодняшнего Голливуда в конце 1880-ых, начале 1900-ых годов была мало заселена и мало освоена фермерами. Но именно этой территории суждено было стать средоточием мирового кинематографа. Причин этому несколько:Во-первых, климат. На заре формирования кинематографа кино снимали только при дневном свете (даже если съемки были не натурными, а студийными, освещение в них было естественным – первые студии строились как теплицы со стеклянными потолками). Естественно, чем длиннее и ярче световой день – тем больше возможностей для съемок. К тому же в Голливуде кино можно снимать круглый год.Во-вторых, ландшафт. Быстро пройдя период «театрализации» в кино, когда перед сценой ставилась неподвижная камера и все действия фильма разыгрывались на одной сцене с разными декорациями, кинематографисты стали искать естественные «декорации». Голливуд оказался удачным местом для киносъемок, так как его пейзаж вбирал в себя и горы, и океан, и плодородные равнины, и пустыню – все, что только могло понадобиться.В-третьих, дешевизна. В Голливуде было много земель, которые можно было арендовать или купить по небольшой стоимости.В-четвертых, отдаленность от Нью-Йорка. Если Вы взглянете на карту США, то убедитесь, что Голливуд отдален от Нью-Йорка ровно настолько, чтобы быть максимально отдаленным от него и все же оставаться внутри границ страны. Это было важно в эпоху главенства Треста Эдисона, пытавшегося контролировать и вмешиваться во все процессы независимых компаний. Для того, чтобы максимально развязать себе руки, независимые компании с радостью стали обустраиваться в Лос-Анджелесе (составной частью которого и является Голливуд). Уже к 1922-му году кинопроизводство США на 84 % было сосредоточено в Лос-Анджелесе. При этом, кинокомпании сохраняли деятельность своих административно-финансовых центов в Нью-Йорке – Уолл-Стрит, главная финансовая улица страны никуда не переехала. Часть кинопроизводства сохранялась в Нью-Йорке – компании, входившие в Трест продолжали свою деятельность, часть новых компаний заручилась поддержкой Бродвея (театральной столицы страны) на экранизации театральных постановок. Стоит отметить, что и по сей день Нью-Йорк остается важной и значимой частью мирового кинематографа. Итак, независимые кинокомпании двинулись на поиски подходящей локации для съемок. Флорида и даже Куба предшествовали приходу кинематографистов в Лос-Анджелес. Однако, первый фильм на территории Голливуда все же сняла не независимая кинокомпания, а Трест Эдисона. Д.У. Гриффит, который работал на компанию «Байограф» (входящую в Трест Эдисона и принадлежавшую Диксону) снимал в 1910 году фильм в Лос-Анджелесе. В поисках интересных пейзажей он и набрел на Голливуд. Таким образом, первым голливудским фильмом стал «В старой Калифорнии».

 Nestor Motion Picture Company в 1913 г. Фото: everipedia.org
Nestor Motion Picture Company в 1913 г. Фото: everipedia.org

А вот первая киностудия, открывшаяся в Голливуде, действительно была независимой – «Nestor Motion Picture Company» (Она была основана в 27 октября 1911 года и уже 20 мая 1912 года слилась с компанией Universal).Особо важную роль в этот период сыграл Томас Инс (Thomas H. Ince). В 1912 году он создал на территории Голливуда огромную по площади киностудию «Inceville», которая структурно представляла собой нечто совершенно новое. Эта студия была полноценным городом съемок с отдельно расположенными сценами, производственными кабинетами, лабораториями по печати пленки. На ней одновременно могли работать сотни работников, у которых были свои раздевалки, гримерки, кабинеты и все необходимое. Съемочная труппа перевозилась к месту съемок на специально арендованном поезде. Более того, в Inceville были выстроены здания по стилю мимикрирующие различные постройки и различные эпохи.

Incville, 1919 г. Фото: wikipedia.org
Incville, 1919 г. Фото: wikipedia.org

Томас Инс выстроил вертикаль управления съемочным кинопроцессом – его студия строилась на соподчиненных звеньях: глава компании; продюсеры; режиссеры; сценаристы; продакшен менеджеры; подразделения, отвечающие за реализацию проекта и т.д.Раньше режиссер и оператор контролировали весь съемочный процесс. Инс же ввел новую единицу – продюсера, который отвечает за весь фильм как с творческой, так и с материальной стороны. Кроме того, Инс разделил роли сценариста, режиссера и монтажера, которые раньше единолично исполнял режиссер. Одновременно Томас Инс контролировал по пять съемочных процессов из своего центрального офиса. Такой контроль съемочного процесса стал возможен благодаря разработке и следованию подробному расписанию – это позволяло эффективно использовать рабочих, снимать сцены в более рациональном формате и вызывать актеров только тогда, когда они действительно нужны. Такая децентрализованная и систематизированная политика съемок позволила выпускать большее число фильмов в меньший отрезок времени, эффективно тратить ресурсы и развивать профессиональные кадры.

Томас Харпер Инс. Фото: viennasclassichollywood.com
Томас Харпер Инс. Фото: viennasclassichollywood.com

Эту модель построения съемочного процесса вскоре переняли все студии. До сих пор выстроенная Томасом Инсом структура съемочного процесса остается каркасом и прототипом любых профессиональных съемок. Он является своего рода отцом «препродакшена» – организованной подготовке всего необходимо для проведения съемок.Несмотря на такую значимую роль в истории кинематографа, Томасу Инсу не удалось выстроить крупной мейджорской кинокомпании, которая была бы известна современному зрителю. К 1920-му году его владения, подвергшиеся неоднократным пожарам, стали частью других компаний – Paramount и MGM. Эти и несколько других компаний появившись в Голливуде, разорили или объединили под своей вывеской большинство игроков киноиндустрии (в том числе и тех, которые входили ранее в Трест Эдисона). По сей день они являются важнейшими представителями мировой киноиндустрии. Это Universal Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, Paramount Pictures, Warner Bros. Pictures, 20th Century Fox.
Подробнее о становлении кинокомпаний мейджоров читайте здесь.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/dobro-pozhalovat-v-hollywood