ЭПОХА ПОДРОСТКОВОГО КИНО

31.07.2018

Считается, что выходом из кризиса, связанного с появлением телевидения, для кинематографа стало переориентирование на подростковое кино. И во многом это действительно так. Новое поколение молодых кинематографистов, выросшее за просмотром телевидения и имеющее возможность снимать любительское кино на ручные камеры, привнесло в кино свежие идеи и способы их реализации. Этот период ознаменован появлением огромного числа детско-подростковых лент, завоевавших огромную популярность у зрителей. К ним безусловно относятся фильмы, которые стали значимой частью современной массовой культуры и в том или ином виде присутствующие в современном кинематографическом процессе: «Звездные войны» (Джордж Лукас, 1977, 1980, 1983), «Индиана Джонс» (Стивен Спилберг, 1981, 1984, 1989), «Парк Юрского периода» (Стивен Спилберг, 1993, 1997), «Терминатор» (Джеймс Кэмерон, 1984, 1991), «Гремлины» (Джо Данте, 1984, 1990).

Кадр фильма "Терминатор 2: Судный день", 1991 г. Фото: Carolco Pictures, TriStar Pictures, Lightstorm Entertainment, Le Studio Canal+ S.A.
Кадр фильма "Терминатор 2: Судный день", 1991 г. Фото: Carolco Pictures, TriStar Pictures, Lightstorm Entertainment, Le Studio Canal+ S.A.

В 80-90-е годы выходит большое число фильмов, главными героями которых являются дети. Хотя детское (семейное) кино сформировалось давно (в 1930-е годы сформировалось и 1960-е годы развилось), как отдельное значимое подразделение киноиндустрии оно сформировалось именно в эти годы. Успех продукции компании Дисней а также изменение экономической ситуации на кинорынке (успешная реализация билетов на семейные фильмы, так как они предполагают групповой поход в кино + успешный видеопрокат и продажи кассет с детскими фильмами) подтолкнули студии более пристальное внимание уделить детскому контенту. Так, появилось отдельное направление в кинематографе по производству фильмов для семейного просмотра, которые пользуются популярностью не только у детей, но и у взрослых: «Инопланетянин» (Стивен Спилберг, 1982 г.), «Назад в будущее» (Роберт Земекис, 1985 г.), «Один дома» (Крис Коламбус, 1990 г.), "Трудный ребенок" (Деннис Дуган, 1990 г.), "Деннис-мучитель" (Ник Кастл, 1993 г.), «Каспер» (Брэд Силберлинг, 1995 г.), «Джуманджи» (Джо Джонстон, 1995 г.) и другие.

Кадр фильма "Инопланетянин", 1982 г. Фото: Universal Pictures, Amblin Entertainment
Кадр фильма "Инопланетянин", 1982 г. Фото: Universal Pictures, Amblin Entertainment

Также на волне интереса к семейным фильмам, особую популярность в эти годы имели фильмы о животных: "Тернер и Хуч" (Роджер Споттисвуд, 1989 г.), "Бетховен" (Брайан Левант, 1992 г.), "Флиппер" (Алан Шапиро, 1996 г.), "101 далматинец" (Стивен Херек, 1996 г.), "Бэйб: поросенок в городе" (Джордж Миллер, 1998 г.) и др.

Кадр фильма "101 далматинец", 1996 г. Фото: Disney
Кадр фильма "101 далматинец", 1996 г. Фото: Disney

Все эти фильмы обладали характеристиками нескольких жанров, что стало новым секретом успеха в кинематографе. Мультижанровое кино, объединив в себе характерные черты различных общеизвестных жанров не стало простой суммой производных, а сформировало новое, оригинальное, содержательное кино.

Еще одной особенностью кинематографа этих лет стало снижение возраста актеров, играющих главные роли. Дело в том, что для старого Голливуда свойственно было даже на роли довольно юных персонажей брать звезд в возрасте. И сегодня подростков зачастую играют актеры давно вышедшие из этого возраста, однако общий возраст «звезд Голливуда» значительно уменьшился. Например, Мерилин Монро и Джейн Мэнсфилд снялись в первом своем фильме в 21 год, Кэри Грант и Грероги Пек попали в Голливуд когда им было уже 28. Сегодня большинство голливудских актеров, имеющих шанс стать звездой, обзаводятся агентом в детском возрасте и к 20-ти годам уже имеют как минимум внушительное портфолио и значительный опыт работы.

Однако неверно считать, что голливудский кинематограф скатился на уровень детского аттракциона. Кино поднимающие серьезные вопросы и рассчитанное на взрослую интеллектуальную аудиторию никогда не прекращало своего существования. Просто на волне формирование мультижанрового кино сформировалось и кино мультивозрастное. Возрастные категории, на которые ориентирована кинопродукция всегда были весьма условными и не отражали индивидуальных особенностей восприятия зрителей. Каждому возрастному периоду жизненного пути соответствуют специфические потребности и ценности. Соответственно фильммейкеры рассчитывают на конкретную аудиторию, создавая фильм с тем или иным содержанием. Однако человеческая природа имеет множество универсальных характеристик, актуальных практически для людей практически любого возраста, пола, социального положения и экономического состояния. Голливуд в 1990-е годы понял, что сгладив всего несколько острых углов при съемке откровенных сцен и сцен с насилием, первоначально ориентированное только на взрослую аудиторию кино можно будет показывать широкой аудитории, включая детей.

Кадр фильма "Титаник", 1997 г. Фото: 20th Century Fox, Paramount Pictures, Lightstorm Entertainment
Кадр фильма "Титаник", 1997 г. Фото: 20th Century Fox, Paramount Pictures, Lightstorm Entertainment

Вышедший в 1972 году культовый криминальный фильм Френсиса Форда Копполы «Крестный отец» (1972 г.) имел возрастное ограничение 16+ и стал самым кассовым фильмом того года. С тех пор и по сей день ни один фильм с таким высоким возрастным ограничением не становился лидером мирового кинопроката. Но это вовсе не значит, что самыми прибыльными фильмами становятся детские фильмы. Так, например триумфальная премьера фильма «Титаник», снятого Джеймсом Кэмероном в 1997 году, имела рейтинг 12 +. В этом фильме успешно сочетались жанры фильма-катастрофы и любовной драмы. Помимо мультижанровости, фильм, несмотря на «взрослую» тематику и довольно серьезный сюжет, апеллирует к разновозрастной аудитории. Он рассказывает историю, основанную на громких исторических реалиях; он дорого, качественно и аутентично выполнен; он поднимает такие серьезные вопросы как социальное неравенство, профессиональный долг, смысл жизни, храбрость, трусость и самопознание личности в экстремальной ситуации. Но, несмотря на это, фильм рассказывает очень простую историю любви бунтующей против семейных традиций девушки 17 лет и сопротивляющегося общественным устоям юноши 20 лет – такой тандем не мог не привлечь внимание подростковой аудитории. Среди вышедших в 1980-1990-е годы примеров таких фильмов, сочетающих в себе по-детски рассказанную простую историю о серьезных социальных и личностных проблемах, огромное количество. К ним можно отнести «Терминатор» (Джеймс Кэмерон, 1984 г.), «Привидение» (Джерри Цукер, 1990 г.), «Красотка» (Гэрри Маршалл, 1990 г.), и др.

Кадр фильма "Жизнь прекрасна", 1997 г. Фото: Melampo Cinematografica, Cecchi Gori Group
Кадр фильма "Жизнь прекрасна", 1997 г. Фото: Melampo Cinematografica, Cecchi Gori Group

Не случайно в этот период на экраны кинотеатров один за другим выходят фильмы разных жанров и тематик, главные роли в которых отведены дуэту ребенка и взрослого: фантастический фильм «Терминатор» (Джеймс Кэмерон, 1984 г.), мистический фильм «Шестое чувство» (М. Найт Шьямалан, 1999 г.), военная трагикомедия «Жизнь прекрасна» (Р. Бенниньи, 1997 г.), криминальная драма «Леон» (Л. Бессон, 1994 г.) и др. Также вышло большое число фильмов, показывающих жизнь с наивно-детской точки зрения «Зеленая миля» (Ф. Дарабонт, 1999 г.), «Форест Гамп» (Р. Земекис, 1994 г.), «Шоу Трумана» (П. Уир, 1998 г.), «Пятый элемент» (Л. Бессон, 1997 г.), «Человек дождя» (Б. Левинсон, 1988 г.) и др.

Кадр фильма "Зеленая миля", 1999 г. Фото: Warner Bros. Ent.
Кадр фильма "Зеленая миля", 1999 г. Фото: Warner Bros. Ent.

В дальнейшем эти тенденции к многожанровости и разновозрастности кинопродукции еще больше набрали обороты.

С другой стороны, этот период времени характеризуется тем, что вне крупной студийной системы возрождение получил подход к съемкам фильма как авторского проекта одного человека. Крепко вставшее на ноги независимое кино, научившееся сотрудничать с Голливудом, стало оплотом нового поколения людей-оркестров, прародителями которых являлись звезды немого кино. В 1980-1990-е годы наиболее популярное жанровое кино составляли боевики и вечно популярный жанр комедии. Аналогично временам Чарли Чаплина, эти жанры воплощались в серии довольно дешевых но популярных фильмов с одним и тем же актером, исполняющим практически одного и того же персонажа из раза в раз. Сформировалась целая плеяда звезд кинематографа, популярность которых была основана на их личностных особенностях, талантах и умениях. Это спортсмены Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Джеки Чан, Жан-Клод Ван Дамм, Дольф Лундгрен, а также комики Эдди Мерфи, Джим Керри, Билл Мюррей, Робин Уильямс, Роуэн Аткинсон, Майк Майерс и другие.Многие из этих популярных актеров были выходцами из разных стран – международная популярность голливудских актеров, принадлежащих к разным расам и национальностям дала толчок расовому и культурному разнообразию кинематографа, которое мы видим сегодня.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/multigenre-multiage-multination-movie