ЭРА ПРОДЮСЕРСКОГО КИНО

Стивен Спилберг и Джордж Лукас. Фото: lostfilm.info
Стивен Спилберг и Джордж Лукас. Фото: lostfilm.info

Переход к производству подросткового приключенческого кино и монетизация режиссерского видения кинематографа именуется не только эпохой блокбастеров, но еще и эрой продюсерского кино. Продюсеры – это менеджеры кинопроизводства, они всегда имели решающую роль в создании фильмов. Однако со времен создания кинематографа и до 60-х годов XX века продюсеры в основном были штатными сотрудниками и непосредственными руководителями кинокомпаний. В тот момент, когда компании мейджоры лишились своих сетей кинотеатров, появилось множество продюсеров, которые сформировали своего рода мини кинокомпании. Они сами финансировали, сами снимали и сами занимались прокатом своих фильмов – все это делалось в малых объемах и масштабах, но было достаточно прибыльно. Однако крупные кинокомпании достаточно быстро оправились от всех невзгод, обрушившихся на них после Второй мировой войны, они слились с медиа индустрией и стали еще больше и сильнее чем прежде. Как только компании мейджоры выстроили взаимовыгодные отношения с телевидением, независимые кинопроизводители снова оказались в бедственном положении. Крупные кинематографисты научились реализовывать грамотные маркетинговые компании, гарантировавшие им интерес зрителей. Независимым продюсерам не оставалось ничего, кроме как умереть либо подстроиться под мейджоров. Независимый кинематограф не стал вступать в битву с неравным врагом, предпочтя взаимовыгодное сотрудничество.Так и появилось продюсерское кино. Компании мейджоры превратились в своего рода финансовые, управляющие и регуляционные центры, делегировавшие кинопроизводство продюсерам. Главную ответственность за содержание, за художественную ценность фильма отныне несет продюсер. Причем продюсеры могут быть сотрудниками компании и реализовывать проекты студии. А могут быть партнерами кинокомпании – в таком случае продюсеру нужно лично найти/создать проект и убедить крупную компанию мейджора в его перспективности. Это позволит привлечь к проекту сильное финансирование и гарантирует широкий прокат. Таким образом мелкая принадлежащая продюсеру компания лишает себя части самостоятельности в принятии решений, тогда как крупная компания вкладывает свои ресурсы в реализацию и продвижение кинопроекта – взаимовыгодный компромисс.Человек, с которого принято отсчитывать период перехода ведущей роли в мейнстриме к продюсеру, - это всем известный Джордж Лукас. Ему удалось максимально успешно реализовать концепцию зарождавшегося на тот момент продюсерского кино.

Джордж Лукас на съемках Звездных войн. Фото: starwarsgb.com
Джордж Лукас на съемках Звездных войн. Фото: starwarsgb.com

В 1971 году Джордж Лукас создает собственную производственную компанию «Lucasfilm», в 1973 году он снимает в качестве режиссера и продюсера успешный фильм «Американское граффити». В дальнейшем он разрабатывает концепцию фильма, которая в будущем будет известна как «Звездные войны» и подписывает контракт на его производство с компанией 20th Century Fox. Будучи уже зарекомендовавшим себя режиссером и продюсером Джорджу Лукасу предоставляется большая доля свободы в реализации собственного видения фильма. 20th Century Fox отдала решение производственных вопросов Джорджу Лукасу, оставив за собой роль финансиста, контролера и маркетолога. Принципиальным отличием новой сложившейся концепции стало то, что крупные проекты сосредоточились в руках одного человека, который отвечал за создаваемое кино и с финансовой и с художественной стороны. Во времена Бастера Китона и Чарли Чаплина роли продюсеров, режиссеров, сценаристов и актеров тоже не были разграничены. Фильмы Чарли Чаплина – это не просто фильмы, в которых он играл, это практически его самостоятельные творения. Однако когда Чарди Чаплин делал фильмы для студий, финансирующих съемки, их взаимоотношения строились на принципах заказчик-исполнитель. Теперь же исполнение одним лицом роли сценариста, режиссера и продюсера предполагало партнерские взаимоотношения – обе стороны не только заинтересованы в положительном результате, но и корректируют собственные действия и приоритеты в соответствии с идеей об оптимальном результате.Несомненно, компании мейджоры оставили за собой прерогативу создавать собственные студийные проекты. Каждая крупная компания снимала, снимает и будет снимать фильмы, для которых имена режиссеров и сценаристов их снявших остаются не важны. В таких проектах продюсеры, работающие в штате кинокомпании подбирают проект и принимают решение его реализовать – студия самостоятельно принимает все значимые решения относительно фильма.Важно отметить, что под словом «продюсер» понимается множество различных ролей. Над одним фильмом трудится множество продюсеров и лишь 1-2 из них действительно являются главными менеджерами проекта. Также как и в любой компании – руководитель имеет множество подчиняющихся ему заместителей и начальников подразделений. Концепция продюсерского кино предполагает, что продюсер вкладывает средства собственной компании или привлеченные инвестиции в свой проект. Он несет ответственность за экономические успехи фильма и несет крупные материальные и репутационные потери в случае провала. При этом, если продюсер обладает мастерством создания хороших фильмов, он имеет возможность привлечь крупную компанию либо к процессу производства фильма, либо если фильм уже готов, к его маркетингу и дистрибуции мощностями компании мейджора.

Френсис Форд Коппола (слева) на съемках фильма "Апокалипсис сегодня". Фото: observador.pt
Френсис Форд Коппола (слева) на съемках фильма "Апокалипсис сегодня". Фото: observador.pt

Значимым событием для переосмысления финансовой стороны кинопроизводства стал фильм «Апокалипсис сегодня». В 1979 году Френсис Форд Коппола, уже успевший прославиться благодаря фильму «Крестный отец» (1972 г.), выпустил на экраны фильм, на который он не нашел финансирования со стороны и оплатил его производство самостоятельно. Этот проект был его собственным детищем – Коппола был практически единоличным сценаристом, режиссером и продюсером. Съемки фильма о войне во Вьетнаме длились непредвиденно долго и оказались намного более затратными, нежели ожидалось (достигнув суммы более 30 млн. долларов). Содержание фильма является весьма спорным и не соответствует общепринятым стандартам повествования, многое менялось прямо во время съемок. Отснятый материал долго монтировался и с трудом был сокращен до 3-х часового варианта. Несмотря на то, что фильм «Апокалипсис сегодня» имел достаточно большой успех и получил множество кинонаград, его выпуск чуть не разорил производственную компанию «American Zoetrope», принадлежащую Френсису Форду Коппола. Эта история заимела большое влияние на работу продюсеров. Стало очевидно, что работа продюсера должна строиться на системе сдержек и противовесов. В демократическом государстве система сдержек и противовесов предполагает, что законодательные органы власти принимают законы и выступают с инициативами, исполнительная власть претворяет эти законы в жизнь, а судебная осуществляет контроль над исполнением законов и наказывает за их возможные нарушения. Аналогично и реализация крупных кинопроектов зиждется на совместном труде трех независимых специалистов: продюсеров, отвечающих за финансирование фильма; продюсеров, отвечающих за производство фильма и продюсеров, отвечающих за дистрибуцию фильма. Самостоятельно и единолично реализуются только относительно малобюджетные проекты, провал которых не станет большим ударом для их инвесторов.Такая концепция позволила сформироваться сильному независимому кинематографу в США, так называемым INDIE Movie. Это стало залогом успеха и поддержания высочайшего уровня современного кинопроизводства. Благодаря органичному сосуществованию крупных многомиллиардных кинокомпаний и независимых продюсеров на широкий экран выходят фильмы, справедливо определяемые как шедевры.Если посмотреть на фильмы, которые завоевывали зрительский успех в конце 70-х и в 80-е годы, то можно легко убедиться, что абсолютное большинство составляют фильмы, успешно реализованные в сотрудничестве продюсеров (зачастую играющих и роль сценаристов/режиссеров) и компаний мейджоров.Так, например Стивен Спилберг с двумя коллегами в 1981 году создает продюсерскую компанию «Amblin Entertainment» и все последующие свои фильмы выпускает уже с большой долей самостоятельности.

Слева направо: Френк Маршал, Кетлин Кеннеди, Стивен Спилберг - сооснователи Amblin Entertainment. Фото: thr.ru
Слева направо: Френк Маршал, Кетлин Кеннеди, Стивен Спилберг - сооснователи Amblin Entertainment. Фото: thr.ru

Можно перечислить огромное количество имен продюсеров, которые одновременно являются и режиссерами (а часто и сценаристами) своих фильмов. Их имена стали известны в 1980-90-е годы, а создаваемые ими фильмы определили лицо современного кинематографа: Стенли Кубрик Сияние» 1980 г., «Цельнометаллическая оболочка» 1987 г.), Джеймс КемеронТерминатор» 1984 г., «Титаник» 1997 г.), Ридли СкоттЧужой» 1979 г, «Бегущий по лезвию» 1982 г.), Роберт ЗемекисНазад в будущее» 1985 г., «Смерть ей к лицу» 1992 г.), Айван РайтманОхотники за привидениями» 1984 г., «Близнецы» 1988 г.).Продюсер превратился в центральную фигуру кинематографа. Именно сообщество продюсеров определяет на какие фильмы и в каком количестве выделять финансирование. Именно продюсеры контролируют и корректируют процесс съемок, во многом влияя на то, каким именно окажется окончательный вариант фильма. Продюсеры оценивают потенциал фильма когда он уже готов и решают насколько масштабным будет его релиз. Под термином «продюсер» скрывается множество различных профессионалов, играющих множество разнообразных ролей. Это не только «мешки с деньгами», которые решают на что пустить свои финансы. Зачастую продюсеры играю роль инвестиционных брокеров. Продюсеры также являются наемными сотрудниками, не имеющими никакого отношения к финансовой стороне кинопроцесса, но играющие роль связующего звена между абсолютно всеми аспектами кинопроизводства.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/era-produserskogo-kino