ЕВРОПЕЙСКОЕ КИНО ПОСЛЕ ТРИУМФА ЛЮМЬЕРОВ

22.06.2018

В то время когда в Америке формировался и разваливался Трест Эдисона, когда создавались и укрупнялись Голливудские студии, в Европе развитие кинематографа шло своим чередом.Кино зародилось во Франции, и хотя до сих пор эта страна удерживает за собой особый статус в киномире, пальму первенства она упустила довольно быстро.Когда Трест Эдисона в 1900-е годы стимулировал введение ограничительных законов на ввоз европейского кино в США, французские компании конечно же были огорчены этим обстоятельством, однако это не было катастрофой. Французы уже успешно завоевывали не только Европу, но и весь остальной мир. В отличие от Америки, где практически сразу сформировалась централизованная система управления кинопроцессом, в Европе кино распространялось на свободных условиях.Изначально Люмьеры не продавали киноаппараты, пытаясь тем самым ограничить деятельность конкурентов. Они продавали право показа фильмов. Однако уже к 1898 году стало ясно, что конкурентов у них много и к тому же весьма успешных. Люмьеры не стали претендовать на единоличное право производить кинооборудование и снимать киноленты, как это пытался сделать Эдисон. Вскоре появилось немало продавцов кинооборудования и на свободном европейском рынке любой желающий и имеющий достаточное количество денег мог приобрести кинооборудование разных производителей. В итоге, когда интерес к кинолентам Люмьеров сошел на нет, они отошли от кинопроизводства, сосредоточившись на совершенствовании технологии производства кинопленки.Жорж Мельес, так триумфально ворвавшийся в мир кино, к 1910-му году потерял интерес зрителей к своим феериям а с ним и все свои материальные активы – его студия стала оплатой за невыплаченные кредиты, взятые на съемку новых фильмов.Компания Star Film Мельеса, также как и патент на кинематограф братьев Люмьер, были перекуплены основанной в 1896 году и успешно существующей по сей день французской фирмой Пате (Pathe).

Изображение Эмиля и Шарля Пате, символом их компании является петух. Автор: Adrien Barrère
Изображение Эмиля и Шарля Пате, символом их компании является петух. Автор: Adrien Barrère

Основанная братьями Пате компания уже в начале 1900-ых годов стала одной из крупнейших по производству кинооборудования и кинофильмов. Они первыми открыли свой производственный филиал и сеть кинотеатров в Англии в 1902 году. В последующие годы распространили сферу своей деятельности на международном уровне, открыв филиалы в Мадриде, Москве, Риме, Нью Йорке, Австралии и Японии. Важным для истории кинематографа стало введенное ими в 1908 году нововведение – newsreel – демонстрация кинохроники перед показом художественных фильмов. Просмотр кинохроники был важным и значимым для кинопроката в целом, особое значение она имела в военные годы. Эта инновация просуществовала в мире большого кино вплоть до 1970-ых годов, будучи вытесненной лишь массовым распространением телевидения.

Леон Гомон, изобретатель, предприниматель и один из основоположников кинематографа. Источник: cotemagazine.com
Леон Гомон, изобретатель, предприниматель и один из основоположников кинематографа. Источник: cotemagazine.com

Наряду с известной кинокомпанией Гомон (Gaumont), основанной в 1985 году и выпускающей кинофильмы и сегодня, в это время во Франции создается и успешно работает множество компаний. Качество выпускаемых ими фильмов было на высоте. Трудно говорить о том, что американский или французский кинематограф был значительно лучше – пленки постоянно импортировались и экспортировались. Кинематографисты пристально следили за фильмами друг друга и всякое техническое или творческое нововведение тут же многократно повторялось и совершенствовалось конкурентами. Однако не будет ошибкой сказать, что в период первого десятилетия существования кинематографа европейские фильмы были во многом качественнее и интереснее американских, опережая вторых как с технической, так и с творческой стороны. Такое распределение сил изменилось с зарождением в 1910-е годы студийной системы в Голливуде, что позволило им снимать высококачественные масштабные проекты. С организационной точки зрения компании Европы прошли путь во многом сходный с голливудскими кинокомпаниями – взаимоотношения между руководством и съемочной командой упорядочивались, слабые компании поглощались сильными, крупные компании стремились подчинять себе всю вертикаль от производства оборудования до проката фильмов. Но кинематограф Европы, будучи изначально разбросанным по разным странам, никогда не был настолько централизованным и иерархизированным, как кинематограф США.Всего за один-два последующих года собственные киностудии и сети кинотеатров открывают предприниматели и других стран Европы. Особое значение в истории кинематографа имела Великобритания. На ее примере ярко видны подводные камни развития кино в этот период. В 1985 году Уильям Поль первый в Великобритании начинает снимать фильмы на изобретенном им киноаппарате. Он первым задумал и применил съемку движущейся камерой, вызывая у зрителей ощущение, что они мчатся на автомобиле. В 1898 году в курортном уголке Брайтон начинают снимать фильмы Джеймс Уильямсон, Джордж Альберт Смит и Эсме Коллинс. Получившие в дальнейшем название «брайтонская школа», эти режиссеры были по профессии фотографами и поэтому быстро освоили технику киносъемок и сделали очень ценные открытия. В фильмах «брайтонской школы» можно увидеть элементы монтажа, трюковые съемки (например, использование двойной экспозиции, позволяющей совместить в одном кадре несколько объектов и действий, в реальности расположенных в разных местах и происходящих в разное время), крупные планы (что было абсолютно не свойственно для фильмов того периода), погони. Они снимали фильмы на натуре, брались за реалистичные социально значимые сюжеты (социальный реализм). Придумали приемы «параллельного действия» (когда на экране показываются события, происходящие в разных местах), «спасение в последнюю минуту» (способствующий драматическому нарастанию действия) и др.

Фильм "Злоключения Мери Джейн", 1903 г. Реж. Джордж Альберт Смит

Все эти приемы были абсолютной новинкой и восторгом для зрителей. Спустя годы придуманные ими приемы будут использованы как новаторские и успешно монетизироваться режиссерами крупных компаний США и Европы (в том числе Ч. Чаплиным, Д. Гриффитом, Т. Инсом).Однако несмотря на высочайшее качество выпускаемых фильмов, уже в 1903 году «брайтонская школа» находится в тяжелейшем экономическом кризисе и в 1908 году вынуждена окончательно отойти от кинопроизводства. Судьба, постигшая «брайтонскую школу» свидетельствует о мощи уже сложившихся на тот момент крупных игроков кинорынка.Во-первых, в Европе открывалось довольно мало кинотеатров. В только строящейся Америке было полно возможностей для открытия никельодеонов. Тогда как в старой Европе уже давно были открыты различные увеселительные места – мюзик холлы, кафе-концерты. А возможности открытия кинотеатров были затруднительны и дороги. Это тормозило процесс развития внутренних кинорынков Европы. Прокат фильмов «брайтонской школы» только на территории Великобритании не позволял их окупить.Во-вторых, французская «Пате» быстро захватила европейский рынок, сделав практически невозможным прокат фильмов в странах Европы.В-третьих, протекционистская политика США закрывала возможность любому мелкому производителю кино проникнуть на американский внутренний рынок. В-четвертых, отсутствие международного авторского права на фильмы послужило массовому безнаказанному копированию или пересъемке кинопроизводителями любого успешного фильма.В-пятых, из США в Великобританию переезжает кинематографист Чарльз Урбан (Charles Urban). Помимо организации крупного кинопроизводства, он заключает с английскими продюсерами, и в частности с представителями «брайтонской школы», договоры на монопольную продажу в других странах фильмов, сделанных в Англии. Это было большой ошибкой, так как права на прокат фильмов за рубежом были очень большим источником дохода. Монополия, созданная Урбаном, в итоге подкосила английских кинопроизводителей (в то время как французские фирмы «Пате» и «Гомон» никому не уступали монополию торговли фильмами и получали огромные прибыли).

Чарльз Урбан. Источник: lukemckernan.com
Чарльз Урбан. Источник: lukemckernan.com

Итак, во всех европейских странах к 1910-м гг. сложился первичный кинорынок, процесс создания фильмов приобрел характер промышленного производства. Открывались сети кинотеатров, создавались местные киностудии. Начали появляться кинозвезды, аналогично голливудской системе звезд. Однако, в большинстве своем, на экранах всего мира демонстрировалось французское и американское кино. С большим развитием студий Голливуда, доля французского и любого другого кино на американском кинорынке значительно сокращалась под натиском отечественной продукции. При этом экспорт американской продукции в Европу и другие уголки мира только нарастал, не встречая на своем пути жестких преград.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Мир за границами Франции и США только начинал свое знакомство с возможностями кинематографа и примерял на себя его экономические и эстетические дивиденды. Неизвестно, как в дальнейшем сложилась бы судьба мирового кинематографа, если бы в 1914 году не разразилась Первая Мировая Война. Военные действия, в которые были втянуты все европейские страны, негативно повлияли на кинопроизводство Европы, изрядно поспособствовав дальнейшему становлению гегемонии кинопродукции США. Пока весь мир был занят войной, Голливуд продолжал идти по пути развития кино и делал это семимильными шагами. Война, продлившаяся с 1914 по 1918 годы разрушила амбиции многих европейских кинопредпринимателей. Многим пришлось отказаться от идеи собственного кинопроизводства, часть вовсе отошла от бизнеса, часть перешла к кинопрокату. Выжили только самые мощные компании, такие как «Патэ» и «Гомон», успевшие достаточно укрепиться до начала военных действий. Однако и им пришлось очень нелегко. В 1920-е годы они значительно снизили количество производимых фильмов, сделав ставку на небольшое количество крупных проектов. Они стали значительно отставать от американских производителей в техническом плане. История покажет, что Европа уже никогда не восстановится в качестве инновационного центра изобретений – все нововведения отныне и по сей день зарождаются и распространяются из США.
Но все же, несмотря на кризис послевоенных лет, к середине 1920-ых годов европейское кино возродилось с новой мощью и потенциалом. В годы войны возможности кино стали использоваться государственными деятелями. Активно снималась кинохроника и выпускались различные пропагандистские фильмы. Когда война закончилась и государства окрепли, правительство европейских стран всерьез занялось вопросом кинопроизводства. Европейские страны снимали очень мало фильмов, большинство показов были демонстрацией американских лент. Именно в этот момент европейские страны решают ввести протекционистскую политику в отношении отечественного кинопроизводителя. Кинобизнес теряет часть своей свободы и приобретает государственную поддержку, а с ней и государственное регулирование. Кино отныне и навсегда стало объектом большой политики.К концу 1920-ых годов крупные европейские страны вводят различные системы квотирования, регулирующие на законодательном уровне соотношение зарубежных и отечественных лент в прокате. В последующие годы системы квотирования претерпеют значительные изменения, однако в том или ином виде система государственной финансовой поддержки кинематографа осталась и развилась во всех европейских странах и имеет значительную роль для современного кинематографа.В 20е годы в кино пришло много новых и ярких имен. Мировое кинопроизводство в этот период считается «золотым веком немого кино». Это был период когда технические ограничения сходили на нет, сформировалось систематичное и профессиональное кинопроизводство, развились кинотеатральные сети, кино упрочило свою позицию как часть культуры общества. Настало время совершенствования изобразительных и выразительных средств немого кинематографа. Новаторские решения в монтаже, раскрытии сюжета, достижении зрелищности сделали кинопроизводство киноискусством. В США Д. Гриффит, Мак Сеннет, Томас Инс, Сесил ДеМилль, Эрнст Любич, Чарли Чаплин, Бастер Китон и многие другие успешно экспериментировали с кино, оттачивая уже известные приемы и зарождая новое видение успешного кинематографа. В Европейских странах начали развиваться «национальные школы» кино. Эксперименты, которые реализовывали кинематографисты послевоенного периода, позволили таким странам как Франция, Великобритания, Германия, Италия, Швеция, Россия развивать собственное специфичное национальное кино. В то же время, успешные ленты не оставались законсервированы внутри страны, а получали мировое распространение и влияли друг на друга. Во Франции распространение получил так называемый «киноавангард» или «киноимпрессионизм» - представители этой волны снимали фильмы, в которых главным был не сюжет, а изображение, визуальная стилистика. В радикальной форме фильмы представляли собой провокацию, демонстрацию жестокости и «обнаженки», шокирующие зрителей своим сюрреалистическим миром. Наверное, самым известным представителем этого движения является Луис Бунюэль с его «Андалузским псом».

"Андалузский пес", 1929 г. Реж. Луис Бунюэль

В Германии кино захватил экспрессионизм, отвергавший реалистичное отражение действительности, представляя пространство в кадре и образы персонажей запутанными и психологически многозначными. Мрачно-романтическое мироощущение, перекликающее с реальными социальными настроениями народа, представляло героев кино обреченными и подавленными враждебным мифическим миром. Самым известным немецким фильмом тех времен является «Метрополис» Фрица Ланга.

"Метрополис", 1927 г. Реж. Фриц Ланг

В России, пережившей не только войну, но и революционный переворот социального и политического устройства, Лев Кулешов, Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн и другие посвятили себя экспериментам в области монтажа. Их достижения в установлении монтажного кинематографа позволили изменять смысл, время и пространство кино.

"Киноглаз", 1924 г. Реж. Дзига Вертов


В целом Европа посвятила себя поискам эстетики кино, зайдя в этом поиске намного дальше, чем представители американского кинематографа. Европа в этот период времени не ставила перед собой цели отвоевать у США позицию лидера кинорынка. Это, как уже отметили выше, было связано не только с послевоенными материальными трудностями, но и с автономностью европейских стран. В какой-то момент, Европа оставила на втором плане зрелищность, развлекательность и даже драматургию кинематографа. Она сосредоточилась на смыслах и идеях, транслируемых фильмом как видом искусства. Это окончательно локализовало и ограничило экономический успех европейского кино. В свою очередь американский кинематограф успешно сочетал в себе развитие кино и как кинопромышленности и как киноискусства. Кинематограф США успешно вбирал и до сих пор вбирает в себя все слагаемые успеха: драматургию и зрелищность, студийную систему звезд и авторское экспериментальное кино.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/european-movei-after-lumiere