И ТУТ ПОЯВИЛОСЬ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

31.07.2018

Источник фото: wikipedia.org
Источник фото: wikipedia.org

Самым сильным ударом в истории кинематографа, который уже пережил болезненный переход от немого к звуковому кино, эволюционировал от черно-белого к цветному кино и пережил вместе со всем миром 2 мировые войны, стало появление и распространение домашнего телевидения.

Параллельно с изобретением кинематографа велись эксперименты в сфере создания телевидения. В отличие от кинематографа, техническим прародителем которого являлись фотоаппараты, телевидение выросло на базе радиовещания (не случайно до сих пор распространенным является определение «телерадиовещание»). В 1930-е годы уже существовали телевизионные аппараты достаточно хорошего качества, уже велись регулярные телевизионные выпуски. Однако в глобальном масштабе успехи телевидения были довольно слабы, существовало множество проблем с передачей видео- и звуковых сигналов, сами аппараты были дорогостоящи. На деятельность кинематографа развитие телевидения долгое время никак не сказывалось. К тому же разразившийся всемирный экономический кризис, переросший в мировую войну, значительно притормозил развитие телевидения.

Но в 1950-ые годы кинематограф наконец встретился лицом к лицу с мощью телевидения. В США, экономика которых в послевоенные годы была на подъеме, с 1948 года по 1952 год число телевизоров в стране выросло в 60 раз. Телевизионные аппараты выпускались хорошего качества и по доступной цене. А главное, это было новым «аттракционом», новой «игрушкой», владельцы которых безусловно уделяли им большое количество времени. Параллельно с увеличением телезрителей начало уменьшаться число посетителей кинотеатров. Если к 1946 году кинотеатры США достигли показателей 90 млн зрителей в неделю, то уже к 1953 году эти показатели снизились вдвое и продолжали снижаться.

Изменения, которые Голливуд вынужден был предпринять в этот период, стали основой фундаментальных трансформаций. Голливуд переродился из детища хозяев компаний-мейджоров в конгломерацию мощных транснациональных корпораций. А мировой кинематограф подчинился правилам игры, заданным расписанием и бюджетом именно голливудского кино и принял утвердившуюся расстановку сил среди производителей фильмов.

Итак, что же предприняли кинематографисты, спасая большие экраны от коварства малого телевизионного экрана:

Во-первых, студии сосредоточили свои усилия на съемках крупных масштабных высокобюджетных фильмов (т.е. на том, что у нас принято называть блокбастерами).Ситуация выглядела так: киностудии лишись права владеть кинотеатрами, а следовательно необходимости производить большое разнообразие фильмов; распространение телевидения привело к окончательному уходу с больших экранов новостных выпусков, короткометражных мультипликаций и полюбившихся Голливуду сериальных фильмов (в которых один и тот же персонаж появлялся во все новых и новых фильмах); плюс недавние решения суда способствовали расширению деятельности мелких производителей кино, установился феномен американского «авторского кино». Для крупных студий в данных условиях выход был очевиден – снимать меньше фильмов, но делать их более зрелищными. Тем более собственный опыт, позволивший владельцам крупных студий приобрести могущество, гласил, что всего лишь выпуск одного крупного дорогого успешного проекта – это залог успеха. Киностудии стали выпускать блокбастеры: Fox выпускает фильм «Багряница» (1953 г., реж. Генри Костер, бюджет 5 млн. долларов), MGM «Бен Гур» (1959 г., реж. Уильям Уайлер, бюджет 15 млн. долларов) и др. Это было время фильмов именуемых «пеплум»: античная или библейская тематика, большой хронометраж, масштабность сцен, обилие баталий, огромные массовки, сложные костюмы и декорации.

Трейлер пеплума "Бен Гур", 1959 г.


Во-вторых, студии предприняли попытки технического обновления и совершенствования кинематографа. Голливуд увеличил число выпускаемых цветных фильмов с 20 % в 1950 г. до 50 % в 1955 г. Выпущенный в 1953 году фильм «Багряница» стал первым широкоформатным фильмом, став основой постепенного ухода «квадратного» формата экранов в кинотеатрах. Кинотеатры оснащались все новым и новым оборудованием, позволявшим показывать фильмы со стереозвуком. В 1952 году появились форматы 3D, «Синерама» (фильм снимался на 3 камеры и демонстрировался на сильно изогнутых экранах, что делало изображение шире естественного человеческого обзора зрения) и подобные – все должны были поражать зрителей своими размерами изображения и способностью «поглощать» зрителя в изображаемую на экране действительность. Особую роль в истории кинематографа сыграло появление «Синемаскопа» (CinemaScope) – довольно простой и дешевой технологии, позволяющей использовать обычную 35мм пленку, растягивать изображение при проекции и сохранять его качество.

Промо-ролик о достоинствах "Синемаскопа", 1953 г.


В-третьих, студии пошли на сотрудничество с телевидением. Мелкие кинокомпании первыми стали выстраивать взаимовыгодные отношения с телевидением. Они не только продавали телевизионным компаниям свою библиотеку, но и стали производить продукцию специально для телеканалов. В 1950 г. из сферы радиовещания в телевидение пришли две новые компании, занявшиеся созданием телевизионного контента. Так появились крупные независимые производственные телевизионные компании – Desilu и Revue Productions. Первые прославились выпуском комедийных семейных ситкомов «I love Lucy» (Я люблю Люси), вторые – «Leave it to Beaver» (Предоставьте это Биверу) и многих других. В 1953 году один из эпизодов шоу «I love Lucy» собрал перед экранами 44 миллиона зрителей, тогда как кинотеатры продавали всего 50 миллионов биллетов в неделю. Голливуд окончательно осознал, что телевизор – это золотая жила.

Эпизод шоу "Я люблю Люси"

Крупные компании решили тоже продавать свои библиотеки телевидению, производить телеконтент и запускать собственные шоу - MGM Parade, 20th Century Fox Theater, Warner Brothers Presents. Целью таких шоу было привлечение телевизионных зрителей в кинотеатры – одни и те же персонажи появлялись и в кинотеатре и на телеэкране. Наиболее ярким примером является телевизионная продукция компании Disney и их «Mickey Mouse Club». Телевизор стал каналом рекламы для фильмов и остается им и по сей день.

Выпуск программы MGM Parade, 1955 г.

Однако предпринятые голливудскими студиями действия по спасению большого экрана от наступления его малого брата оказались малодейственными.

Во-первых, ориентация на производство высокобюджетных пеплумов приносила все меньше и меньше прибыли, расходы студий перестали покрываться доходами. Окончательно вера в пеплумы умерла с выходом «Клеопатры» в 1963 г. – 20th Century Fox потратила на ее производство 44 млн. долларов и оказалась на грани банкротства в связи с провалом фильма.

Во-вторых, введение технических новшеств в кинопоказ требовало больших денежных затрат, на которые не могли пойти кинокомпании. Многие нововведения, такие как 3D просуществовали всего пару лет в качестве аттракциона и не получили ни технической, ни экономической основы для развития. Даже производство цветного кино вновь уменьшилось до 20 % в связи с его дороговизной.

В-третьих, зависимое положение кинокомпаний от возможности выхода в телевизионный эфир имело глобальные последствия. За возможность продвигать свою продукцию на телеэкране владельцам голливудских студий пришлось потеснить собственную власть и создавать союзы с владельцами телевизионных каналов. Так, например, находившаяся в глубоком кризисе Universal продала одну из своих студий телевизионной компании Revue Productions. В конце-концов к 1960 г. компания Universal потеряла контроль над своей компанией и продукция Revue Productions стала выходить под лейблом Universal. А компания Disney за право показывать свои шоу на канале ABC вынуждена была предложить каналу выгодное взаимное сотрудничество, которое сегодня реализовано в качестве единой компании «Disney-ABC Television Group». Руководители киностудий стали стремительно сменять друг друга, акции кинокомпаний – менять владельцев. Независимые кинокомпании мейджоры переродились в качестве кино-телевизионных конгломераций.


Экономика Голливуда в очередной раз перестроилась, многие разорились, рынок кинопроизводства подвергся масштабному переделу, производство и распространение фильма окончательно перестало быть единичным проектом конкретной компании – теперь производство и продвижение фильма превратилось в слаженную кооперацию множества компаний. Вертикально интегрированному кинопроизводству пришел конец.

В новых условиях взаимодействия множества разных кино- и телекомпаний, появилось новое крайне значимое звено в кинематографе – агенты. Они стали не только посредниками между студиями и актерами/режиссерами и др. сотрудниками индустрии. Они стали новой силой, способной обогатить звезду и даже создать ее с нуля (что раньше было в силах лишь киностудий). Киностудии сосредоточили свою деятельность на финансировании и распространении кинопродукции. Остальные аспекты кинопроцессов были в той или иной степени переданы на аутсорсинг. Это стало базой формирования новых независимых кинокомпаний, которые могли рассчитывать на успех либо за счет самостоятельного продвижения фильмов, либо за счет кооперации с крупными компаниями.

Родился так называемый «Новый Голливуд».

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/new-hollywood-and-television