КАК КИНОПРОИЗВОДСТВО СТАЛО КИНОИНДУСТРИЕЙ

Появление в 1927 году звукового кино – это кризисный этап в развитии кинематографа. Переход к звуковому кино был неизбежен и необходим. Как это случалось и с предыдущими техническими изменениями, кризис вызванный появлением звука в кино стал причиной смерти множества уже устоявшихся явлений.

Во-первых, произошли значительные изменения в пантеоне звезд. И здесь важно даже не столько то, что кто-то из звезд немого кино не смог найти место в звуковой эпохе кино. И не то, что с появлением звука появились новые звезды. Важным является то, что со становлением звукового кинематографа произошло расширение линейки звезд. На замену небольшому числу супер звезд немого кино пришло большое разнообразие именитых актеров и режиссеров.

Во-вторых, изменился подход к съемкам. Количество снимаемых короткометражек стало сходить на нет. Студии брались за съемки небольшого числа фильмов, которые должны были становиться хитами. Этот расчет сменил главенствовавший ранее подход производства большого числа разнообразных фильмов (что в дальнейшем станет основой нового еще более сильного кризиса киноиндустрии).

В-третьих, расширилось соотношение ролей в производственном процессе. Если до звукового кино сохранялась монополия одной персоны (режиссера или продюсера) в производстве фильма, то теперь обязанности во многом сместились. Появились новые кинопрофессии - композиторы, звукорежиссеры, сценаристы музыкальных фильмов, постановщики танцевальных номеров и т.д. Значительно большую роль стали играть монтажеры, сводившие звук и изображение. Операторская работа стала еще более ценной и значимой. Иными словами, сформировалось то профессиональное сообщество кинематографистов, которое существует и сегодня.

В-четвертых, подвергся изменению язык кино. Сценарии немых фильмов и сценарии звуковых фильмов разительно отличаются друг от друга. С появлением звука фильмы научились не только рассказывать и показывать историю зрителю, они научились манипулировать эмоциями зрителей. Теперь кино не только предлагает зрителю воспринять заложенную «картину мира», но испытать эмоции самостоятельно, осознать заложенные в фильм смыслы и идеи, интерпретировать увиденное в соответствии с чувствами, которые оно вызывает. С появлением звукового кино стало возможным введение амбивалентных, противоречивых характеров и многих других новинок, которые сегодня кажутся естественными.

В-пятых, именно с формированием звукового кино ассоциируют окончательное становление Голливудских студий в качестве самого главного мирового источника культурных тенденций и направлений.

Короче говоря, кинобизнес прошел этап формирования и вместе с появлением звука в мире появилось кино, которое уже не было интересным аттракционом движущихся картинок, не было объектом яростной спекуляции мелких дельцов, не было объектом свободных творческих экспериментов. А стало предметом осознанного, осмысленного и целенаправленного экономического эксплуатирования, творческого развития и профессионального становления. Кино стало устойчивым, стабильным явлением современной экономики и культуры.

В 1929 году Рубен Мамулян (Rouben Mamoulian) первым поборол статичность изображения звукового кино, поставив камеры с операторами на рельсы (dolly - операторская тележка). Изображение снова приобрело движение и выразительность. В это же время на рельсы стала вся киноиндустрия, окончательно превратившаяся в мощную и сильную машину.

Рубен Мамулян (в центре) на съемочной площадке. Источник фото: novostink.ru
Рубен Мамулян (в центре) на съемочной площадке. Источник фото: novostink.ru

Еще в 1922 году в Голливуде сформировалась Motion Picture Association of America (MPAA – Американская ассоциация кинокомпаний). Эта компания была создана с целью саморегуляции выпускаемой продукции и минимизации внешнего государственного контроля над индустрией. В 1930 году Production Code (также известный как Hays Code, Кодекс Хейса) определил единые этические принципы к тому, что может и не может быть показано на экране. Так, привычные для сегодняшнего зрителя демонстрация сексуальной связи, наркотической зависимости, жестокости, также как и политические декламации были под запретом. Например, в художественном фильме «Хичкок» (2012 г., реж. Саша Джерваси), рассказывающем о процессе съемок фильма «Психо» (1960 г., реж. Альфред Хичкок), показано, как долго и упорно великому режиссеру пришлось уламывать комиссию на согласие показать в экране унитаз. А в фильме «Авиатор» (2004, реж. Мартин Скорсезе), Говард Хьюз проводит детальный сравнительный анализ размеров груди киноактрис, защищая демонстрацию (вовсе не обнаженной) груди своей героини.

Создание этой организации и принятие кодекса были не только защитой от вмешательства религиозных и правительственных структур в кинобизнес. Этот кодекс служил также цели сделать снимаемые фильмы доступными наиболее широкой аудитории, не только в США, но и по всему миру. А также он позволил еще больше унифицировать и систематизировать кинопроизводство, став весомым ориентиром в формировании стандартов написания сценариев и проработке персонажей. В 1968 году Production Code был отменен и взамен была введена используемая и сегодня система рейтингов, позволяющая снимать все что угодно, но присваивающая возрастные ограничения для зрителей (Кстати, сделано это было из-за большого числа откровенных европейских фильмов, в котором секс и насилие лились рекой. Естественно, американским зрителям было интересно такое кино, чтобы показывать эти фильмы и самим снимать что-то аналогичное и были предприняты эти изменения. Широко распространенная идея о том, что именно американское кино - это источник разврата и похоти, абсолютно неверна. Европа в этом смысле намного более раскрепощенной).

Кадр из фильма "Авиатор", 2004 г. Фото: Miramax Films, Warner Brothers
Кадр из фильма "Авиатор", 2004 г. Фото: Miramax Films, Warner Brothers

11 мая 1927 года по инициативе Луиса Майера, главы компании «Metro-Goldwyn-Mayer» была создана Американская академия кинематографических искусств и наук (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, A.M.P.A.S.). В 1929 году академия учреждает самую весомую, престижную и значимую на сегодняшний день кинопремию – премию Academy Awards, известную всем как Оскар (Oscar). Академия стала базисом продвижения кинематографа и прославления профессиональных достижений кинематографистов.

Джанет Гайнер, первая победительница категории "Лучшая актриса". Источник фото:  thr.ru
Джанет Гайнер, первая победительница категории "Лучшая актриса". Источник фото: thr.ru

В эти же годы формируется и профессиональное кинообразование. Первая в мире киношкола открылась в России еще в 1919 году – нынешний ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова). В США долгое время профессионалы в кино были самоучками или практически осваивали мастерство на киносъемках, начиная с простых должностей. Первая американская профессиональная киношкола открылась в 1929 году в Лос-Анджелесе - USC School of Cinematic Arts, частная школа при University of Southern California. Массовый же характер профессиональное обучение в киносфере получило к 1960-ым годам, с открытием новых университетов и факультетов.

Здание USC School of Cinematic Arts. Источник фото: thepinsta.com
Здание USC School of Cinematic Arts. Источник фото: thepinsta.com

В 1932 году состоялся первый в мире кинофестиваль - Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica, Венецианский кинофестиваль в Италии. Мировое профессиональное киносообщество выстраивает диалог и вскоре начнет реализовывать кросскультурные проекты.

Киносеанс в рамках Венецианского кинофестиваля в 1932 г. Источник фото: ganzomag.com
Киносеанс в рамках Венецианского кинофестиваля в 1932 г. Источник фото: ganzomag.com

Все эти начинания не получили бурного роста, а развивались довольно медленно вплоть до 60-ых годов, которые стали очередным поворотным пунктом в истории мирового кинематографа. Причиной такой медлительности в казалось бы бурно развивающейся индустрии стали причины не столько внутреннего характера, сколько внешние – мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 и известный как «Великая депрессия» плавно перетек во Вторую мировую войну, продлившуюся до 1945 года.

Но самым главным нововведением, которое могло стать ключевым нововведением в 1930-е, но развилось лишь в 60-е стала технология цветного кино.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/razvirie-kino-zvuk-cvet