КИНО & ПСИХОЛОГИЯ

22.06.2018

Кадр из фильма "После прочтения сжечь"
Кадр из фильма "После прочтения сжечь"

Наверняка Вы сталкивались с тем, что оценка и интерпретация другими людьми понравившегося Вам фильма разительно отличается. Иногда бывает просто невыносимо слышать, как кто-то абсолютно неправильно интерпретирует кино - Откуда они это взяли? В фильме ничего такого не было! Это кино вообще не про то!

Все дело в субъективности. Люди воспринимают мир исходя из исключительно своей субъективной точки зрения. Каждый человек - это специфический набор индивидуальных характеристик и качеств.  Все мы судим обо всем, сидя на своей собственной колокольне. 

Если фильм демонстрирует неоднозначные характеры и неоднозначные события, он обречен на различные интерпретации. Конечно, создатели фильма вкладывают какие-то определенные мысли в собственное произведение. Но заставить зрителей воспринимать фильм так, как они сами его воспринимают - невозможно. 

И субъективность - это только одно из свойств психологии человека, которое вторгается в мир кино. 

Можно выделить такие психологические факторы восприятия кино:

Воображение

Мир кино - это мир воображения. Нам нравится смотреть на продукты фантазийной работы создателей фильма. Нам нравится представлять себя частью воображаемых, невозможных миров и событий. Нам нравится придумывать альтернативные истории в этих мирах. Можно даже вписать себя в эту чужую историю.   

Как бы нас не раздражали фильмы с открытым концом - такие фильмы будоражат наше воображение. Можно поработать сценаристом и вообразить любую концовку...

Как бы мы не жаждали увидеть поскорее все части любимой саги, нам нравится процесс их ожидания. Пока мы видели только первую часть, все что произойдет с героями - в нашей власти.

Вы можете сказать, что ничем таким не занимаетесь, и вовсе не тратите время на фантазии о мире кино. И мы готовы с Вами согласиться. Но Ваше воображение все равно пало жертвой кино. Все фантазии, реализованные в кинематографе и виденные Вами - это основа Ваших собственных фантазий. Так как нет воображения без источника - воображая мы не создаем ничего нового, только перерабатываем известные нам образы и воплощаем в новом виде.

Память

Просматривая новый фильм мы невольно используем нашу память - начиная просмотр, мы надеемся увидеть что-то новенькое, что-то удивительное, что-то, что поразит нас и о чем мы будем вспоминать. Мы в своей жизни проводим огромное количество часов за просмотром кино. Сознательно или нет, мы запоминаем виденное. Формируем собственную библиотеку кинообразов, киносценариев, киногероев и прочего. И, естественно, когда мы смотрим новый фильм, наша память дает нам сигналы о том, что аналог происходящего на экранах мы уже видели. Восприятие фильмов было бы совершенно иным, если бы могли отключать багаж своей памяти, и следить за сюжетом как за абсолютно новой историей.

Именно память зачастую не позволяет оценить фильм по достоинству.

А иногда мы понимаем, что где-то видели актера, играющего в кино, но никак не можем вспомнить где. И весь фильм, не можем сосредоточиться на фильме,а пытаемся вспомнить, где...     

Внимание

Быть внимательным хорошо, но излишне внимательным - нет. Как бы ни был прекрасен фильм, впечатление от него тотчас же подпортится, если ваше внимание привлек какой-то визуальный киноляп, или несостыковка в словах и действиях героев фильма. 

К тому же наша склонность заострять внимание на текущих события фильма, позволяет нам искренне удивляться вновь появляющимся выпавшим из поля нашего внимания факторам.

Но, с другой стороны, внимательные зрители получают особое удовольствие от просмотра фильмов, сценаристы которых раскидали подсказки о развязке сюжета по всему фильму. Это особое наслаждение, замечать намеки в словах героев, замечать их двусмысленность взглядов и к конце фильма с торжеством сказать: "Я так и знал, с самого начала!"

Мышление

Когда мы в расслабленной позе сидим и смотрим кино, наш мозг напряженно работает. У каждого человека когнитивные способности развиты в разной мере. К тому же каждому из нас свойственны определенные стили мышления. Но любой кинозритель не просто смотрит на экран, он следит за сюжетом. Он осмысляет виденное и пытается предугадать, что произойдет дальше. Зрителю свойственно с первых кадров осмысление того, что он видит, где происходят события и каковы мотивы и характер действующих лиц.  

Некоторые зрители испытывают особое удовольствие от "умных фильмов", для просмотра которых необходимо внимательно следить за происходящим, анализировать и осмысливать диалоги, считывать подтекст.   

Нельзя также оставлять без внимания тот факт, что кино - это не только развлечение, но еще и познание. Мы узнаем довольно много о мире, о природе, о науке, о профессиях, о людях,  и наверное о самих себе, просто смотря фильмы. Не зря же существует "кинотерапия".

Мы никогда не оценим высоко просмотренную ленту, если мы не поняли что в ней происходило. Если мы не можем объяснить себе мотивы и логику происходящего - значит с фильмом что-то не то.

Многим фильмам свойственны логические ошибки, нереалистичность событий и необъяснимость совпадений. И именно особенности нашего мышления определяют их приемлемость или неприемлемость в кино. Соответственно, и целостное принятие и непринятие фильма.   

Эмоции

О, этот чувственный мир. Все мы испытываем эмоции от просмотра фильма, кроме того мы изначально находимся в каком-то эмоциональном состоянии, когда приступаем к просмотру ленты. Наш эмоциональный настрой может кардинальным образом влиять на восприятие фильма. Если зритель пришел в кинотеатр в расстроенных чувствах, вряд ли ему удастся сконцентрироваться на фильме и получить от него удовольствие. И наоборот, если зритель пришел в кинотеатр в составе шумной веселой компании, даже просмотр убогой комедии принесет ему бурю положительных эмоций.

Но хорошие фильмы отличаются своими манипулятивными возможностями. Фильммейкеры без особого труда регулируют эмоциональное состояние зрителей, используя музыку и соответствующую динамику видеоряда. Похоже именно в сфере кино наиболее очевидно раскрывается слабая, внушаемая и управляемая извне природа человека. Набор поэтичных видео кадров, красивый мелодичный фон - и наше сердце уже трепещет от чувства любви. Динамичные ритмы в сочетании с кадрами погони  - и наше сердце уже колотится от напряжения.

Приходя в кинотеатр, садясь в расслабленной позе в мягкое удобное кресло, нас окутывает мрак кинозала. Мы остаемся один на один с  миром кино, которое нас поглощает и завораживает - кино может заставить нас переживать, плакать и даже страдать, может заставить испытывать чувство радости, облегчения, эйфории. Оно может даже заставить нас ощутить такую степень счастья, которую мы никогда даже не испытывали в собственной реальной жизни.     

Теперь копнем немного глубже.

Идентификация

Идентификация представляет собой отождествление, уподобление собственной личности с личностью другого человека. Это базовый психологический процесс, который срабатывает при взаимодействии человека и фильма. Зритель идентифицирует себя с героями фильма, с событиями, происходящими в фильме, а возможно даже с самим фильмом в целом. Идентифицируя себя с героями фильма (может быть одновременно с нескольким), мы получаем возможность "делать" то, чего не сделаем в реальности, существовать в мирах, которые невозможны. Мы получаем возможность принимать решения, совершать поступки, преодолевать препятствия и выражать собственные мысли и чувства.

Одной из основных мотивирующих сил для любого человека является стремление к самоактуализации. Желание реализовать самого себя лишается депривирующих оков реальности, стоит лишь найти подходящий нашему настрою фильм. 

Бессознательное   

Но! Скажете Вы, если мы смотрим кино, чтобы получить удовольствие от мнимой самореализации, почему не все фильмы имеют хэппи энд. Почему же мы смотрим и будем смотреть фильмы, где герой терпит неудачи, попадает в безвыходный тупик, умирает или где вовсе весь мир рушится. И почему же мы любим такие фильмы?

Существуют разные объяснения. Но все они сводятся к бесам, живущих в недрах нашего бессознательного. 

Зигмунд Фрейд говорил, что у каждого из нас есть инстинкт жизни и инстинкт смерти. Влечение к смерти сложно отрицать, когда видишь какое удовольствие зрители получают от просмотра очередного апокалиптического фильма. 

Хотите ли Вы это признавать или нет, в нас всех живут скрытые сексуальные влечения, агрессивность, жестокость, мазохизм, садизм, нарциссизм, вуайеризм, эксгибиционизм и многое другое. Если уж мы не в состоянии реализовать их в жизни, мы не упускаем возможности стать маньяком-насильником хотя бы на полтора часа. 

Вы можете возразить, и сказать что вовсе не получаете удовольствия от вида расчлененки или совокупления. Может быть и так. Но Фрейд сказал бы, что это говорите не Вы, а цензура Вашего "Супер Эго", угнетающего стремления Вашего "Ид" получить удовольствие...    

Субъективность    

Итак, мы вернулись к исходной точке - к субъективности восприятия кино.

Благодаря субъективности мы лишены возможности воспринимать кино объективно. Каждый из нас обладает особенным мышлением, эмоциями, вниманием и памятью. Все что мы смотрим и оцениваем проходит через сито наших индивидуальных сознательных и бессознательных способностей и желаний замечать одно и игнорировать другое. Наша субъективность складывается из условий нашей собственной жизни - мы обладаем определенными личностными характеристиками, мы живем в определенной стране, в определенной семье, у нас сложился определенный жизненный опыт. Каждый из нас - своеобразная личность. И эта личность - вовсе не чистый лист бумаги.

Смотря на экран мы можем негативно относиться к герою, просто потому что он нам кого-то напоминает, концовка фильма нас может раздражать, потому что мы знаем, что хэппи энд - это фуфло и т.д. А человек, который сидит рядом с нами в кинотеатре, смотрит на тот же самый экран может испытывать прямо противоположные эмоции.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/kino-psychology