КИНО И ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ (1950-1970 гг.)

31.07.2018

Пройдя первые сложные послевоенные годы, мир встретил 60-е годы на качественно новом уровне. Экономическое состояние стабилизировалось, но обострились политические разногласия. Сформировались новые альянсы, новые враги и даже новые государства. Это был период самоосмысления и поиска идентификации в масштабе целых стран. Это не могло не отразиться на кинематографе. Кинематограф окончательно формируется как мировой феномен, практически достигший технического и организационного совершенства.


1

Кинорынок в этих условиях становится раздробленной мозаикой. Страны снимают фильмы на тематики, важные и понятные в первую очередь для внутреннего зрителя. Кино все больше отходило от военной идеологии и параллельно все больше политизировалось и интеллектуализировалось (хотя развлекательное кино никогда не исчезало, во все периоды истории кино оставаясь значимой частью кинематографа). В СССР появились фильмы, анализирующие природу человеческой свободы и проблему взаимоотношений между людьми. Выходят такие фильмы как «Баллада о солдате» (Г. Чухрай, 1959 г.), «Летят журавли» (М. Калатозов, 1957 г.), «Андрей Рублев» (А. Тарковский, 1971 г.), «Я шагаю по Москве» (Г. Данелия, 1965 г.).

Кадр из фильма "Я шагаю по Москве". Фото: Мосфильм
Кадр из фильма "Я шагаю по Москве". Фото: Мосфильм

Итальянское кино этого периода также обращается к социальной проблематике и рассматривает проблемы духовной жизни человека. Это были годы величайшего подъема итальянского кинематографа, в первую очередь связанного с именами Лукино ВисконтиРокко и его братья», 1960 г.), Федерико ФеллиниСладкая жизнь», 1959 г., «Ночи Кабирии», 1957 г.) и Микеланджело Антониони Забриски Пойнт», 1970 г.).

Кадр из фильма "Ночи Кабирии". Фото: Dino de Laurentiis Cinematografica, Les Films Marceau
Кадр из фильма "Ночи Кабирии". Фото: Dino de Laurentiis Cinematografica, Les Films Marceau

Во Франции, в которой в 1968 году разразилась «студенческая революция», главной темой в кино стал разбор нравственных ценностей человека и трагедий повседневной жизни общества. Наиболее известны имена таких режиссеров как Франсуа Трюффо 400 ударов», 1959 г.), Клод ШаброльМясник», 1970 г.) и Жан-Люк Годар На последнем дыхании», 1960 г.).

Кадр из фильма "400 ударов". Фото: Les Films du Carrosse
Кадр из фильма "400 ударов". Фото: Les Films du Carrosse

Даже в США, несмотря на сильную экспортоориентированную бизнес модель, формируется отдельный от международного голливудского, национальный американский кинематограф. Американская молодежь стала проявлять политическую активность, бунтовать против действий правительства в целом и против военных действий во Вьетнаме в частности. Кинематограф США отреагировал на это фильмами посвященными молодежи и насилию. Сам Голливуд в конечном счете сближается с кинематографом Европы, так как становится также политизированным и интеллектуализированным. В числе ярких работ, появившихся в те годы, значатся «Выпускник» (М. Николс, 1967 г.), «Вестсайдская история» (Р. Уэйз, 1961 г.), «Полуночный ковбой» (Д. Шлезингер, 1969 г.), «Бонни и Клайд» (А. Пенн, 1967 г.), «Заводной апельсин» (С. Кубрик, 1971 г.)

Кадр из фильма "Полуночный ковбой". Фото: Florin Productions, Jerome Hellman Productions
Кадр из фильма "Полуночный ковбой". Фото: Florin Productions, Jerome Hellman Productions

Другими словами, кинематограф стал мозаикой разрозненных авторских проектов. В полную мощь выразилось то, что сегодня называется авторским, режиссерским кино. Уже были сформированы жанровые каноны фильмов, уже не было сильных технических ограничений для реализации задумок, уже не было жестких государственных запросов на тематическое кино. Авторы кино, которые раньше выступали своего рода инструментом, раскрывающим сущность кинематографа, превратили кино в инструмент, раскрывающий их собственную сущность.


2

Зародившаяся еще в довоенные годы культура кинофестивалей и кинопремий развернулась в полную силу. Особое значение фестивали и премии имели для кинематографа малых стран, не имевших развитого кинематографического рынка. Благодаря таким международным мероприятиям сформировались тесные экономические отношения между кинопроизводителями, даже малые независимые кинематографисты получили возможность установить контакты с крупными и могущественными компаниями. Именно благодаря фестивальному движению зрители всего мира узнали имена кинематографистов из «изолированных» стран: Акиры КуросавыСемь самураев», 1954 г., Япония), Ингмана БергманаСедьмая печать», 1956 г., Швеция), Фолькера ШлёндорфаЖестяной барабан», 1979 г., Германия), Сатьяджита РеяПеснь дороги», 1955 г., Индия) и др.

Этторе Скола (Италия), Акира Куросава (Япония) и Анджей Вайда (Польша) с призами IX Московского кинофестиваля 1975 г. Источник фото: visualrian.ru
Этторе Скола (Италия), Акира Куросава (Япония) и Анджей Вайда (Польша) с призами IX Московского кинофестиваля 1975 г. Источник фото: visualrian.ru

Международные контакты среди кинематографистов крепчают. Становится обыденной практика снимать кино не только у себя на родине, но и за рубежом. Появляются совместные проекты по финансированию, производству и прокату кинофильмов. Создается практика сотрудничества кинопродюсеров, формирующая разнообразие продукции на международном кинорынке. Развитию национального кинематографа способствовало также сохранявшееся и даже усиливавшееся политическое напряжение между группами стран. Так, коммунистический СССР, отделяя себя от западного капитализма, послужил расширению и развитию кинорынка Италии, Франции и Индии, чью продукцию с большей охотой прокатывали в советских кинотеатрах. Аналогично кинематограф СССР имел ряд преференций (основанных исключительно на политических мотивах) на европейском рынке.

Источник фото: bigsmi.com
Источник фото: bigsmi.com

В целом, можно сказать что кинематограф в 60-е годы во всем мире взял курс на интеллектуальный анализ бытия человека, рационализацию общественных и политических явлений, психологизацию и дуализацию мотивов и поведения киногероев. Кино стало не только продукцией определенной страны или студии, на кинорынке стала цениться единичная авторская кинопродукция. Громкие имена режиссеров, таких как Гриффит или Чаплин, имели свой вес и раньше, однако они были в первую очередь именно представителями той или иной продюсерской студии. В послевоенные годы сформировалась такая система, когда непосредственно имя автора фильмов стало иметь огромную роль в том, будет ли снят фильм и сколько на него выделят денег.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/cinema-and-after-war-years