КИНО ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

31.07.2018

Кадр фильма "Великий диктатор", 1940 г. Фото: Charles Chaplin Productions
Кадр фильма "Великий диктатор", 1940 г. Фото: Charles Chaplin Productions

В 1930-х годах мировой кинематограф находился в противоречивой ситуации. С одной стороны, кино сформировалось как индустрия и как искусство, пройдя наконец путь становления и перейдя к росту и качественному развитию. С другой стороны, экономическая ситуация во многих странах резко ухудшилась, кинокомпании переживали трудные времена, многим приходилось либо оптимизировать производство, либо вовсе закрываться. И тут началась война.Военные и последовавшие за ними послевоенные годы вплоть до 1960-х, в значительной степени изменили киноиндустрию.Кинематограф, уже превратившийся в сильную устойчивую индустрию помимо прочего приобрел значимый политический вес. Стало очевидно, что кино со своей массовой популярностью и влиятельными кинозвездами может манипулировать настроениями зрителей. Это поняли политики, начавшие активное использование кинематографа как инструмента пропаганды. В свою очередь и руководители киностудий поняли, что в их руках находится мощный рычаг влияния.В США с 1930 года действовал Production Code, который помимо прочего предполагал запрет на политические высказывания в фильмах. Однако, чем явственнее становилась угроза от фашистских стран, тем более выраженную политическую позицию занимали голливудские продюсеры, режиссеры и актеры.

Фильм-сатира "Великий диктатор", 1940 г. (реж. Чарли Чаплин), высмеивающий Адольфа Гитлера и идеологию Третьего рейха


Предвоенные годы и годы войны для кинематографа были окутаны политическими мотивами. Правительство США подписывало выгодные для киностудий контракты на производство патриотических и пропагандистких фильмов. Даже студия Уолта Диснея занималась производством пропагандистких мультфильмов. Идея, транслировавшаяся зрителям, подчеркивала значимость и важность военных действий, призывала поддерживать героев-солдат и осуждать агрессоров и диктаторов.Многие владельцы крупных киностудий были евреями-иммигрантами, поэтому для них было важно показать преданность политике Америки с одной стороны, и выразить отрицательное отношение к фашизму, с другой.

Один из пропагандистских мультфильмов из серии о Рядовом Снафу, 1943 г.

К концу 1930-ых годов голливудские студии отказались вести партнерские отношения с Германией, перестав экспортировать туда свои фильмы. Американское правительство даже сформировало Комитет по цензуре (The Office of Censorship), который отбирал какие фильмы можно импортировать и какие можно экспортировать. Он проработал с 1941 по 1945 годы. В военные годы такое тесное сотрудничество между правительством и кинематографистами было выгодно Голливуду, однако впоследствии им пришлось заплатить немалую цену за то, что они допустили политику в свой бизнес.

Эпизод фильма "Миссия в Москву", 1943 г. (реж. Майкл Кёртис) представляет собой пример просоветской пропаганды, которая велась в США в период войны

Помимо того, что Вторая мировая война способствовала переплетению политики и кинематографа, она произвела два важных положительных эффекта на Голливуд.

Во-первых, наслоение экономического кризиса и военных действий имело разрушительный эффект для кинематографа многих стран. Это не только затормозило национальное производство европейских и азиатских стран, но и послужило еще большему укреплению Голливудского кино как всемирно потребляемого продукта. Ухудшение экономической и политической стабильности европейских стран заставило Голливуд выходить на новые рынки, например засилие американского кино в Латинской Америке произошло именно в эти годы.

Во-вторых, в 30-х годах многие уже состоявшиеся на своей родине кинематографисты иммигрировали или просто переехали работать в США. Хотя в эпоху немого кино американское кинопроизводство уже вбирало в себя звезд из различных стран, понимание, что Голливуд это средоточие талантов всего мира появилось именно в эти годы. Так, например, Голливуд притянул к себе великого англичанина - Альфреда Хичкока.


Важным для понимания того, что происходило в эти годы в мире кинематографа, является осознание исторического контекста. Еще до Второй мировой войны сформировались биполярные в экономическом смысле группы стран. Большинство стран были заняты сменой власти и политического курса, внутренними революционными и внешними военными разбирательствами. Мир разделился на своих и чужих. Такие страны как СССР, Япония, Германия, Италия максимально ограничивали экономические и культурные связи с западными странами. Для США кино, несмотря на значимую его политизацию, оставалось частным бизнесом и инструментом экономики. Тогда как для большинства стран, в которых кинематограф уже сформировался, кино практически перестало быть объектом купли/продажи, а стало инструментом идеологии. Первостепенным для внеголливудского кино надолго стало не количество денег, которые оно может принести, а качество идей, которые оно может преподнести.

Советский фильм-сатира "Юный Фриц", 1943 г. (реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг), снят на основе стихотворения Самуила Маршака

Антисемитский немецкий фильм "Еврей Зюсс", 1940 г. (реж. Файт Харлан)


Во Франции и Великобритании послевоенные годы, не связанные с политическими катаклизмами, характеризуются постепенным восстановлением и развитием киноиндустрии. Весь мир, пережив вторую мировую войну, обратился к анализу сущности социальных явлений и личности в рамках заданных извне враждебных общественных норм и правил. Военные фильмы сменились фильмами социально-психологической тематики. Реалистично-пессимистичное кино было очень популярным направлением в 40-50е годы. Однако и развлекательная функция кинематографа ярко выражала себя в распространении фильмов комедийного жанра.Особо ярко этот контраст реалистичного и развлекательного кино проявился в послевоенной Италии. Пройдя войну и пережив установление нового политического режима, в Италии сформировался «неореализм», обращавшийся к острым социальным проблемам, к простому человеку. Такое кино обладало собственной эстетикой – лаконичностью, сдержанностью и даже суровостью изображения. Одними из самых известных фильмов «неореализма» являются «Похитители велосипедов» Витторио де Сики (1948 г.), «Рим, 11 часов» Джузеппе де Сантиса (1952 г.). Но изображению жестокой реальности вскоре пришел на смену «розовый реализм», сохраняющий эффект достоверности, но посвященный легким любовным историям (например, фильм «Бедные, но прекрасные» 1957 года Дино Ризи).

Фильм "Похитители велосипедов", 1948 г. (реж. Витторио де Сика)

Хотя для США годы Второй мировой войны прошли относительно благополучно, послевоенное время переросло в социальный кризис – над обществом давлели «холодная война» между Америкой и СССР, нарастающее напряжение за права чернокожих и политический курс на ограничение демократических свобод. Такое социальное настроение выразилось в кинокартинах, которые не развлекали зрителей и не могли рассчитывать на широкий мировой прокат, но были осмыслением американских реалий. В Америке тоже активно снимали «идеологическое» кино, но Голливуд никогда не забывал о том, что ему нужно зарабатывать деньги (ведь в отличие от большинства других стран, кинематограф Америки не имеет систематического государственного финансирования).
Наверное, именно в эти годы в мировом кинематографе полноценно зародилась отдельная ветвь кинобизнеса, которую мы сегодня определяем как «авторское кино» и «независимое кино» (подробнее здесь), неизменно обращающееся к проблемам обычного человека и его взаимодействию с обществом. В 60-е годы, наложившись на кризис, это направление кинематографа станет своего рода спасательным кругом для киноиндустрии.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/cinema-and-second-world-war