КТО ТАКИЕ МЕЙДЖОРЫ?

22.06.2018

Вход в студию "Юниверсал Сити", 1910-е годы
Вход в студию "Юниверсал Сити", 1910-е годы

Universal Pictures

Основатель студии Юниверсал - Карл Леммле (Carl Laemmle) изначально владел только сетью никельодеонов. Но ограничительная деятельность Треста Эдисона вынудила его заняться самостоятельным кинопроизводством. Карл Леммле был одним из первых, кто решился в 1909 году открыть собственную производственную фирму - Independent Moving Pictures (IMP). Спустя три года фирма превратилась в концерн Universal Film Manufacturing Company (нынешнее название Universal Pictures получила в 1925 году). В Голливуд кинокомпания перебралась в 1915 году, построив там самую крупную в мире киностудию Universal City. Роль Карла Леммле в мировом кинематографе огромна. Он не только основал независмую студию Universal, за просмотром продукции которой выросло не одно поколение. Придуманные им маркетинговые ходы до сих пор активно используются киномиром.

Карл Леммле
Карл Леммле

Карл Леммле уделял большое внимание не только съемкам фильмов, но и привлечению к ним внимания широкой общественности. Построив киностудию Universal City, он сделал вход в нее свободным, что открыло доступ к киносъемочному процессу всех желающих. Сегодня в мире открыт не один тематический парк, который позволяет приобщиться зрителями к миру съемок – это непосредственные потомки задумки Карла Леммле.

Флоренс Лоуренс
Флоренс Лоуренс

Особо ценным для дальнейшей истории кинематографа является его «система звезд». Так как Карл Леммле начинал как довольно мелкий производитель, конкурирующий с крупным и успешным Трестом Эдисона, ему важно было переманить зрителей в свои кинотеатры. Он уговорил актрису Флоренс Лоуренс сниматься в его фильмах. Эта актриса была широко известна публике, однако не под своим именем, а просто как «девушка с Biograph», так как компании Треста не культивировали звезд, а продвигали имя своих студий. Переход Флоренс Лоуренс в студию Карла Леммле был сенсационно преподнесен публике в прессе (разнеслась новость об исчезновении актрисы, ее возможной кончине, а следом появилась информация о ее переходе на новую студию). В дальнейшей своей деятельности Карл Леммле активно использовал прессу для распространения слухов о звездах своих фильмов. Ставка на развитие, формирование и использование имиджа звезд, как и сами отношения между актерами и кинокомпаниями в дальнейшем претерпели немало изменений, однако и по сей день звезда кино – это особо ценный и повсеместно эксплуатируемый фактор продвижения фильмов.

Paramount Pictures

Основателем студии Парамаунт является Адольф Цукор (Adolph Zukor), который открыл свой первый никельодеон в 1903 году. Спустя 10 лет он объединил принадлежавшие ему кинотеатры и кинопроизводственную компанию Famous Players с компаниями двух успешных бизнесменов: кинопромышленника Джесси Л. Ласки (Jesse L. Lasky) и владельца сети кинотеатров Уильямом Ходкинсоном (W.W. Hodkinson). В результате слияния в 1914 году была создана крупная и успешная компания Paramount Pictures – первый национальный кинодистрибьютор, распространявший свою продукцию на территории всей страны.

Адольф Цукор
Адольф Цукор

В последовавшие годы особенностью компании Парамаунт стало то, что она не представляла собой единую крупную компанию, а была по сути крупной материнской компанией для большого числа дочерних структур. Именно эта централизованная организационная структура вынудила компанию разработать своеобразные новые правила взаимодействия кинопроизводителей и кинопрокатчиков.Адольф Цукор вслед за Карлом Леммле сосредоточил свое кинопроизводство на взращивании кинозвезд, одним из первых слоганов его компании было «Famous Players in Famous Plays» (Известные актеры в известных постановках). Компания Парамаунт разработала и распространила совершенно новую систему кинопроката. Цукор подписывал долгосрочные договоры с самыми популярными актерами того времени (Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбэнкс, Глория Свенсон, Рудольф Валентино, Уоллес Рид и другие). Естественно, выпускаемые ими фильмы пользовались широким успехом у зрителей и были желанны к показу в кинотеатрах. Пользуясь этим, компания ввела «block booking». Block booking предполагала следующую схему: кинотеатр покупает фильмы студии Парамаунт вслепую (еще до их создания) и пакетом (отдельно фильмы не продавались, чтобы показать громкий проект необходимо было покупать и все остальные фильмы студии). С одной стороны эта система позволяла производителям контролировать кинопрокат, с другой стороны – кинотеатрам гарантировалась хорошая выручка с проката фильмов, так как Парамаунт обеспечивал фильмы бюджетом и рекламой.

Звездная супружеская пара - Дуглас Фэрбэнкс и Мэри Пикфорд
Звездная супружеская пара - Дуглас Фэрбэнкс и Мэри Пикфорд

Особую систему, получившую название «Система Ходкинсона», компания Парамаунт разработала в отношении звена производящего фильмы. Продюсеры, отвечавшие за съемку, получали в распоряжение звезд и деньги, взамен обязуясь вернуть 35 % от выручки.К 1920-м годам блок-букинг стал основой вертикальной системы управления в киноиндустрии в целом. Купив фильм, кинотеатральная сеть начинала его показ в наиболее богатых кинотеатрах, сопровождая показы оркестровой озвучкой. Когда посещаемость падала, фильм отправлялся в менее популярные кинотеатры и так путешествовал по два-три года.В 1930-е годы Парамаунт активно торговавший фильмами по системе блок букинга уже лидировал по количеству кинотеатров в стране и был обвинен в монополизме. В 1948 году система блок-букинга была признана незаконной. Однако за годы своего существования она систематизировала и выявила слабые и сильные стороны во взаимоотношениях между актерами, кинопроизводителями и кинопрокатчиками.

Metro-Goldwyn-Mayer

Компания Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) появилась аналогично компании Paramount. В начале 1900-ых годов сформировались и развились независимые компании Луиса Б. Майера (Louis B. Mayer) "Metro Pictures", "Louis B. Mayer Pictures" и "Goldwyn Pictures" Сэмуила Голдвина (Samuel Goldwyn), занимавшихся дистрибуцией и выпуском фильмов.

Луис Майер
Луис Майер
Сэмуил Голдвин
Сэмуил Голдвин
Маркус Лёв
Маркус Лёв

Параллельно Маркус Лёв (Marcus Loew) стал владельцем множества театров в стране и компаний по производству фильмов.К 1920-ым годам Маркус Лёв решил укрепить свою компанию, в результате чего он купил фирму С. Голдвина и объединил свои усилия с успешным продюсером и владельцем кинокомпаний Луисом Майером – так появилась фирма Metro-Goldwyn-Mayer. Компания представляла собой могущественного промышленного гиганта, владевшего сетью кинотеатров и снимавшую на собственных студиях звезд первой величины. Луис Майер, отвечавший за производственный процесс делал ставку на развитие системы звезд, добившись в этой деятельности непревзойденного успеха – ни у одного из их конкурентов не было такого большого количества звезд в настолько успешных фильмах.

20th Century Fox

В 1904 году Уильям Фокс (William Fox) приобрел свой первый никельодеон и следом стал развивать собственную кинотеатральную сеть. К 1915 году он создал фирму Fox Film Corporation, занимающуюся производством фильмов.

Уильям Фокс
Уильям Фокс

Компания довольно успешно работала, выпуская в том числе и новаторскую продукцию – Уильям Фокс покупал патенты на изобретения в сфере звукового кинематографа – выпуская фильмы с озвучкой. Важным с точки зрения влияния на историю мирового кинематографа, является сфера работы Уильма Фокса в кинохроникальном производстве. Он основал студию Fox News, специализировавшуюся на съемке и показе кинохроники. Эта компания стала прародителем современной связи между большим кино и телевидением.Название 20th Century Fox компания получила в 1935 году в результате слияния Fox Film Corporation и Twentieth Century Pictures.

Warner Bros. Pictures

Основателями компании Warner Brothers являются четыре брата: Альберт Уорнер, Гарри Уорнер, Сэм Уорнер и Джек Уорнер. В 1903 году они купили свой первый никельодеон, занявшись в дальнейшем кинопрокатом и кинопроизводством. К 1918 году братья Уорнер открыли в Голливуде собственную крупную студию Warner Bros. Studio, сосредоточив решение финансовых вопросов в Нью-Йорке.

Братья Уорнер
Братья Уорнер

Успешная деятельность компании позволила им расширять свою компанию, скупая кинотеатры и производственные кинофирмы. Warner Brothers стала новатором в введении звука и цвета в кинопроизводство.

Немецкая овчарка Рин Тин Тин, снявшаяся во множестве фильмов в 1920-х годах
Немецкая овчарка Рин Тин Тин, снявшаяся во множестве фильмов в 1920-х годах

Особенностью деятельности этой студии является то, что одной из звезд их фильмов был не человек, а собака Рин Тин Тин. Этот факт безусловно расширил границы восприятия в кинопроизводстве.

Несмотря на то, что за годы существования эти крупные фирмы пережили ни одно падение и ни один взлет, несмотря на множество судебных разбирательств с конкурентами, на антимонопольные решения судов, на многочисленные смены руководства и владельцев, покупку и продажу активов, на неоднократную смену организационной парадигмы, и несмотря на многочисленные ошибки, эти компании смогли пережить и финансовый кризис, и войну и не одну революцию в кинопроизводстве. Это удивительно, но и сегодня в Голливуде правят все те же несколько компаний. Множество когда-то могущественных кинокомпаний, канули в Лету, множество компаний появляются и становятся могущественными сегодня, Голливуд постоянно растет и изменяется. Однако, фундаментом мирового кинопроизводства остаются эти некогда начинавшиеся всего с одного никельодеона компании. Начав свою деятельность как противопоставление монополистическомй Тресту Эдисона эти компании сами быстро превратились в могущественных монополистов. И неизвестно как широко они смогли бы раскинуть свои бразды влияния, если бы в 1948 году Верховный суд США не ограничил их деятельность, вынудив разграничить кинопроизводство от кинопроката, тем самым став основой зарождения новой бизнес модели в кинопроизводстве.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/magors