ЛЮБАЯ ДВИЖУЩАЯСЯ КАРТИНКА – ЭТО КИНО?

22.06.2018

Кино бывает всякое – развлекательное, интеллектуальное, смешное, грустное, нудное и захватывающее…У каждого зрителя свои вкусы, свои интерпретации. Кому-то фильм может показаться шедевром, а другой даже не сможет вытерпеть 10 минут просмотра. Есть фильмы, смысл которых понятен, суть которого ясна и однозначна. Есть фильмы, суть которых понять сложно. Например, любимый многими фильм «Форест Гамп» рассказывает множество историй в одном фильме, все истории его ясны, но как бы сильно он не нравился зрителю, сложно однозначно сказать, о чем же этот фильм, в чем его основная идея.

Кадр из фильма "Форест Гамп". Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма "Форест Гамп". Фото: Paramount Pictures

Есть фильмы легкие для восприятия. Есть такие, которые смотреть тяжеловато. Например, фильм «Древо жизни» Терренса Малика многие наверное и не стали бы смотреть до конца, если бы не знали, что он признан и восхвален кинокритиками. Какие-то истории с первого кадра захватают зрителя и отпускают в обыденный мир только с появлением титров. Многие экшены имеют свойство уносить нас в свой фантастический мир героев и злодеев. Мы с легкостью ныряем в эти фильмы как в омут с головой.

Кадр из фильма "Древо жизни". Фото: Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма "Древо жизни". Фото: Fox Searchlight Pictures

Но есть фильмы, просмотр которых не приносит нам особого удовольствия от непосредственного процесса их просмотра. Порой ценность фильма раскрывается нам только в результате целостного восприятия истории. Бывает, мы скучаем во время просмотра фильма, даже поглядываем на часы – когда же он закончится? А досмотрев до конца остаемся ошеломлены и живем этим фильмом и его героями еще долгое время после выхода из кинозала. Например, фильмы «Быть Джоном Малковичем» или «Реквием по мечте» - пожалуй, не самые захватывающие фильмы. Но, посмотрев их, Вы будете вспоминать их снова и снова. В то время как сюжет фильмов «Монстро» или «Миссия невыполнима» сотрется из Вашей памяти практически мгновенно.

Кадр из фильма "Монстро". Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма "Монстро". Фото: Paramount Pictures

Фильмы бывают разные и для разных зрителей. Есть фильмы плохие, есть хорошие. У каждого плохого фильма есть свои поклонники, а у каждого хорошего фильма - хейтэры. Мы все разные, у нас разные вкусы, разные ценности и представления о том, что такое хорошо, что такое плохо. Это все понятно.Но, когда я смотрю «фильмы», которые на мой взгляд не имеют права называться фильмом, я не могу смириться с тем, что это просто моя субъективная точка зрения. Если «фильм» – это череда каких-то несвязных кадров, в которых ничего осмысленного не происходит – это разве фильм? Наверняка Вы сталкивались с «фильмом», который не плохой, не ужасный, не отвратительный, и даже не «никакой», он просто не фильм. Вы пробовали смотреть, например эти ленты:

«Уехать чтобы жить», 2012 г., реж. Доминиго Гарсия-Уидобро

«Четырежды», 2010 г., реж. Микеланджело Фраммартино 


Не у всех хватит терпения их досмотреть. Просто потому, что набор эпизодов собранных в единое полуторачасовое целое – это не фильм. Это набор кадров, набор зрительных образов, не собранный ни в какое подобие сценария. Если в «фильме» нет никаких смыслов, а есть только образы – это не фильм.Создатели таких «фильмов» скорее всего скажут, что если зритель не видит смыслов, не может прочитать идею, не может понять замысел автора – то это проблема зрителя. И они были бы правы, если бы сделали хоть что-то, чтобы их смыслы (если они конечно существуют), смогли быть прочитаны зрителем. Ведь единственная задача кинематографиста – выразить идею на экране. Зритель должен считывать информацию, которая заложена в фильме, а не пытаться разобраться то ли в гениальной тайной шифровке (не сравнимой по сложности с самой Энигмой), то ли в бредовой чехарде  больного сознания создателя «фильма».Кино – это один из видов искусства. В современном искусстве давно дискутируется вопрос, что можно, а что нельзя считать искусством. Многие экспонаты современных выставок вызывают удивление – то ли это просто тупая мазня, то ли это какое-то осмысленное творение. Ориентиром для непосвященного зрителя в оценке искусства служит только одно – профессиональная оценка. Если осколок стекла валяется на улице – это просто осколок стекла. Если этот же осколок стекла выставлен в качестве экспоната в музее – это предмет искусства.

Кадр из фильма "Один плюс один". Фото: Gaumont
Кадр из фильма "Один плюс один". Фото: Gaumont

Та же история и с фильмами. Если фильм показывается каким-то кинофестивалем – то это что-то ценное и значимое. Это не просто бредовая смесь аудио и визуальных образов – это кино, с большой буквы К.Не так давно какие-то ребята решили подшутить над посетителями выставки в музее – один из них снял очки и положил их на пол. Вскоре посетители выставки окружили данный музейный «экспонат» и стали его фотографировать. В кино таких шутников не меньше. Помните: не все, что называется «фильм», является фильмом. Времена братьев Люмьер, когда можно было поставить камеру, снять все что угодно и назвать это фильмом прошли. У фильма должен быть смысл. Если его нет – то это не фильм.
Рекомендую посмотреть на эту тему восхитительный фильм "Выход через сувенирную лавку" от Бэнкси:

"Выход через сувенирную лавку", 2010 г., реж. Бэнкси

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/lyubaya-dvizhushayasya-kartinka-eto-kino