НЕО ГОЛЛИВУД. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭПОХИ БЛОКБАСТЕРОВ

Съемки фильма "Челюсти", 1975 г. Фото: bigpicture.com.ua
Съемки фильма "Челюсти", 1975 г. Фото: bigpicture.com.ua

70-е годы XX столетия оказались наиболее плодотворными годами для всего мирового кинематографа. Во всех крупных странах за пределами США стабильное политическое положение и развитая экономика способствовали расцвету «авторского» кинематографа. К 70-м годам международные взаимоотношения кинематографистов были настолько развиты, что успешному национальному фильму был практически гарантирован международный прокат. Национальный кинематограф многих стран переживал взлет, который для многих из них так и остался славным и неповторимым ныне прошлым. Для мирового сообщества имена Феллини, Тарковского, Трюффо, Антониони, Бергмана, Шлёндорфа, Куросавы и немногих других режиссеров, снимавших фильмы в период между 60-ми и 80-ми годами, остаются практически единственным олицетворением существования кинематографа в странах за пределами Голливуда и своей родной страны (Пантеон всемирно известных звезд национального кинематографа пополняется очень скудно – настоящую славу получают единицы, такие как Ларс фон Триер (Дания), Люк Бессон (Франция), Такеши Китано (Япония), Педро Альмодовар (Испания), Алехандро Гонсалес Иньяриту (Мексика), Том Тыквер (Германия), Эмир Кустурица (Сербия), Кристофер Нолан (Великобритания)).Интересно то, что национальный кинематограф встроен в рамки мирового кино довольно обширно. Многообразие международных кинофестивалей, представленность иностранных фильмов на церемониях большинства значимых кинонаград, обилие специальных кинопоказов знакомят зрителей с киноискусством даже очень малых и закрытых стран. Однако действительно значимый кинопрокат и кассовые сборы приобретают лишь избранные фильмы, а широкую известность лишь несколько имен. Для мирового кинематографа стало нормой судить о кино какой-либо страны по деятельности одного-двух кинематографистов (исключение составляют англоязычные страны, которые тесно вплетены в голливудский кинопроцесс). Итальянское кино – это Феллини, японское – это Куросава…

Кадр из фильма "Солярис", 1972 г., реж. А. Тарковский. Является экранизацией романа С. Лема. Фильм получил гран-при Каннского кинофестиваля. В 2002 г. студией XXth Century Fox была снята новая экранизация. Режиссером проекта стал Стивен Содерберг, главную роль исполнил Джордж Клуни. Фото:  Мосфильм
Кадр из фильма "Солярис", 1972 г., реж. А. Тарковский. Является экранизацией романа С. Лема. Фильм получил гран-при Каннского кинофестиваля. В 2002 г. студией XXth Century Fox была снята новая экранизация. Режиссером проекта стал Стивен Содерберг, главную роль исполнил Джордж Клуни. Фото: Мосфильм

Однако, несмотря на развитие и органичное включение национального кино в общемировую кинодеятельность, национальные школы, достигнув огромных высот, после Второй мировой войны существенно не изменились. Каких-либо значимых качественных изменений или переломных периодов, которые обычно характеризуют любой процесс развития, не происходило. Все происходящие перемены в национальном кино были инициированы лишь давлением голливудской киноиндустрии – где-то национальное кинопроизводство и кинопрокат отгородились от Голливуда, где-то на взаимовыгодных условиях интегрировалось, где-то отгородилось от кино как бизнеса отведением за собой исключительно статуса «киноискусство». Тогда как Голливуд в 1970-е годы совершил существенный качественный скачок, который сегодня определяет состояние мирового кинематографа и неизменное доминирование американской кинопродукции над самыми лучшими фильмами любой другой страны.Мы уже отмечали, что в послевоенные годы произошел ряд изменений в американской киноиндустрии. Развитие телевидения способствовало переходу от производства единичных кинопроектов к созданию взаимосвязанных проектов и формированию ориентации на молодежную аудиторию. Разделение кинопроизводства и кинопроката способствовало уменьшению репертуара крупных компаний, увеличению бюджетов на один фильм и развитию зарубежной дистрибуции. Одновременно с этим увеличилось число малых кинопроизводителей, снимающих очень дешевые фильмы и часть из которых получала большое признание и выгоду. Расцвет авторского европейского кинематографа, позволявшего себе демонстрацию актуальных жизненных проблем, агрессии и секса, способствовал отказу от цензуры. А главное: Голливуд заимствовал подход к восприятию кинопродукции как авторскому искусству. Интегрировав этот подход к кинопроизводству с устоявшейся голливудской системой звезд и с бизнес моделью компаний мейджоров, кинематограф вступил на новую ступень развития – эпоху блокбастеров.

Рекламный материал фильма "Челюсти", 1975 г. Фото: forumdaily.com
Рекламный материал фильма "Челюсти", 1975 г. Фото: forumdaily.com

В 1971 году писатель Питер Бенчли (Peter Benchley) встретился с редактором издательского дома «Doubleday» Томасом Конгдоном (Thomas Congdon) и предложил ему идею написания книги о белой акуле, нападающей на туристический пляж. Идея редактору понравилась и он оплатил аванс автору на написание книги. Спустя пару лет книга была готова. Издательство «Doubleday» совместно с издательством «Bantam» провели эффективную маркетинговую кампанию и сделали эту книгу бестселлером 1974 года. Еще до выхода книги, издатели продали права на ее экранизацию независимой производственной компании «Zanuck/Brown Company», работающей совместно с Universal Pictures. Продюсеры Ричард Занук и Дэвид Браун как только книга вышла и стала популярной принялись за производство экранизации книги. Кресло режиссера отдается уже работавшему на компании Universal Pictures начинающему режиссеру, снявшему пару эпизодов сериалов, один телевизионный и один полнометражный фильм для большого экрана – Стивену Спилбергу. Несмотря на относительно малый опыт, зарекомендовавшему себя режиссеру дали значительный бюджет и довольно большую степень свободы - Спилберг получил возможность выразить свой авторский взгляд на кино, реализовывая крупный студийный проект. В итоге, в 1975 году на экраны вышел фильм «Челюсти», снятый по одноименной книге. Его бюджет составил 9 миллионов долларов, из них почти 2 миллиона были потрачены на раскрутку фильма. Беспрецедентные суммы были потрачены на телевизионную рекламу в прайм-тайм, продюсеры активно продвигали фильм во всех СМИ и сотрудничали с издателями. Фильм вышел на американские экраны 20 июня 1975 года на более чем 400 экранах. Огромный успех фильма сопровождался увеличением числа показов внутри страны и массивной рекламной кампанией, призванной завоевать мировой рынок кинопроката. В итоге, фильм заработал почти 500 миллионов долларов. Особое значение для капитализации фильма имело огромное количество брендированной продукции, продаваемой на волне успеха фильма. Продавалась не только книга, по которой снят фильм, но и книга о создании фильма, музыкальный альбом с саундтреками, футболки, стаканы, пляжные полотенца, игрушечные акулы, украшения в виде зубов акул, водные пистолеты, постеры, компьютерные игры и многое другое.

Эпизод фильма "Челюсти", 1975 г.

Фильм «Челюсти» стал первым блокбастером, успешно реализованным в рамках новой модели кинопроизводства и кинопроката. Имеющий предварительный интерес, ориентированный на молодежную аудиторию, поддержанный большим производственным и рекламным бюджетом, снятый талантливыми фильммейкерами, приключенческий фильм, способный продавать не только сам себя, но и побочные продукты в длительной перспективе – это стало новой формулой успеха в Голливуде.

Трейлер фильма "Звездные войны", 1977 г.

В 1977 году на экраны вышел фильм Джорджа Лукаса «Звездные войны», который имел еще больший бюджет и больший коммерческий успех, чем «Челюсти». Проект «Звездные войны» был реализован аналогичным образом, на основе сценария даже была выпущена книга, которая должна была проверить, будет ли пользоваться история Джорджа Лукаса успехом у широкой аудитории. Дивиденды, которые стали приносить приключенческие подростковые фильмы стали базой для экономики блокбастеров. Следует отметить, что вопреки устоявшемуся представлению о том, что блокбастер – это фильм с большим бюджетом, в оригинале блокбастером именуется только такой фильм, который заработал большую сумму. Компании мейджоры ориентируются на производство всего нескольких высокобюджетных фильмов в год. Успех этих фильмов приносит им огромные прибыли. Данная экономическая стратегия с первого взгляда похожа на то, что уже практиковалось в 1950-е годы, когда студии снимали высокобюджетные фильмы пеплумы («Бен Гур», «Багряница», «Клеопатра»). В 50-е годы такой подход привел к практическому разорению многих продюсеров, вынужденных продавать свои компании. Однако, производство блокбастеров, развернувшееся в конце 70-х годов имеет множество опор и подстраховок. Даже провал фильм не становится крахом и тем более катастрофой для компании, это всего лишь ошибка и разочарование – повод переосмыслить состояние кинорынка.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/neo-hollywood-blockbusters-era