ПЕРСОНАЖ vs АКТЕР

22.06.2018

Кадр из фильма "Август", Мэрил Стрип. Фото: The Weinstein Company
Кадр из фильма "Август", Мэрил Стрип. Фото: The Weinstein Company

Игра актера перед камерой – это своеобразное общение его со зрителем и с коллегами по кадру. Талант, мастерство актера измеряются именно в многообразии средств общения, которыми он владеет. Талантливый актер должен уметь по разному проявлять себя и сознательно контролировать собственные проявления перед камерой.Общение, как известно, осуществляется с помощью вербальных и невербальных способов. Вербальное общение актера - это его речь. К речевым характеристикам относятся: темп речи (быстрый, средний или замедленный), высота голоса (плавная или резкая модуляция), интонация, громкость (высокая или низкая тональность голоса), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), дикция речи. К вербальным характеристикам речи также относятся выразительные качества голоса, такие как смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи, паузы, кашель и т.д.Невербальное общение – это внешние проявления эмоций в процессе общения. К невербальным характеристикам относятся: жесты (движения руками, ногами и головой), мимика (движение мышц лица), пантомимика (моторика всего тела: поза, осанка, походка). Также невербальное общение проявляется в прикосновениях: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и т.д.

Яркий пример невербальной трансляции эмоционального состояния в исполнении Дженифер Лоуренс в последних кадрах фильма "Голодные игры: И вспыхнет пламя", 2013 г., реж. Ф. Лоуренс

Общаясь, человек проявляет свои эмоции и мысли. Мы, как зрители ничего не можем сказать о чувствах и размышлениях киноперсонажей, пока не увидим и не услышим, что он нам скажет. Актер, играющий персонаж может быть абсолютно равнодушен к своей роли, или искренне переживать эмоции своего персонажа. Если он не проявит внешними способами – вербально или невербально – то, что он хочет показать, мы ничего и не увидим.Естественно, актер обязан быть естественным перед камерой – это основа актерства. Но, чтобы быть действительно хорошим актером, он обязан понимать, какие вербальные и невербальные проявления свойственны его собственной личности в повседневной жизни. Более того, он должен овладевать такими вербальными и невербальными характеристиками, которые не свойственны ему, но свойственны его персонажу. Он должен уметь дистанцироваться от собственных особенностей общения и демонстрировать чуждые себе позы, интонации и жесты – и все это должно выглядеть абсолютно естественно.Если актер не умеет этого делать – то это плохой актер. Если понаблюдать внимательно за мировыми кинозвездами, то Вы убедитесь, что далеко не все из них обладают данными способностями. Многие актеры абсолютно одинаковы во всех фильмах и во всех ролях. Например, Том Круз – в любом новом фильме это все тот же Том Круз в роли определенного персонажа.

Можете посмотреть на то, что поклонники называют лучшими моментами в игре Тома Круза - «Tom Cruise Best Acting Moments»


То же самое можно сказать и про Дженнифер Энистон. Все ее фильмы, как комедии, так и драмы - набор одних и тех же нескольких выражений лица и вовсе одних и тех же голосовых интонаций и движений тела… И таких актеров, как ни странно, не так уж и мало среди звезд. Действительный актерский талан и мастерство проявляются только тогда, когда не «Актер в роли Персонажа», а наоборот, «Персонаж в исполнении Актера». Несомненно, такими актерами, максимально воплощающими персонаж перед экраном, избавляясь от собственной личности, являются Мэрил Стрип, Леонардо ДиКаприо, Дэниэл Дэй-Льюис, Дженнифер Лоуренс и многие многие другие. Действительно хороший актер говорит разными голосами и передвигается разными шагами.Сравните, например, вербальные и невербальные способы общения, которые использует Леонардо ДиКаприо в фильмах "Дорога перемен" и "Волк с Уолл-Стрит". В обеих сценах изображается ссора мужа и жены, эмоции, которые переживает главный герой практически идентичны, но внешнее проявление их в значительной степени отличается.

Эпизод фильма "Дорога перемен", 2008 г., реж. Сэм Мендес

Эпизод фильма "Волк из Уолл-Стрит", 2013 г., реж. Мартин Скорсезе


Конечно, каждый актер обладает определенным, свойственным только ему лицом и телом. Любой изображаемый ими персонаж будет неразрывно связан с физиологией актера, его играющего. Но, когда актер может общаться со зрителем, только предъявляя собственное «Я», то это печально… Просто потому, что он не умеет выразить характер изображаемого персонажа.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/talant-obshenia-personazh-vs-akter