ПОЧЕМУ КИНО КРУЧЕ СЕРИАЛА

22.06.2018

Последние годы активно дискутируется тема революции телевидении. Утверждается переход на некий новый исторический период, в котором сериалы сменили свое назначение и превратились в место сбора всего интеллектуального, нового, революционного. Тогда как большое кино окончательно скатилось на уровень аттракционов, в набор эффектных и бессмысленных эпизодов. Что же действительно произошло с сериалами? Действительно ли они доросли до уровня большого кино?Разделение на большой (кинотеатральный) и малый (телевизионный) экраны существовало с момента их появления. Несмотря на тесную их взаимосвязь, они оставались и остаются достаточно обособленными и даже противоборствующими механизмами. Телевизионные звезды, оставались телевизионными и крайне редко становились звездами большого экрана. А звезды большого экрана не считали уместным опускаться на уровень телевидения.Такой сепаратизм был обусловлен в первую очередь материально-техническими причинами. Что из себя представляет старый классический сериал? Это история о героях, жизнь которых строго ограничена скромными техническими возможностями и скромным материальным обеспечением канала. Они живут в декорациях двух-трех помещений, они попадают в ситуации, которые разрешаются в течение одной серии, они не принимают участие в каких-то событиях, требующих большого количества действующих лиц и дорогих реквизитов. Основной сюжет развивается ооочень медленно, так как каналу нужно выводить новые серии на экран стабильно в течение длительного периода времени и продавать рекламное время. Сериал снимают на одну-две камеры, не тратят большого количества времени на монтаж, озвучку и спецэффекты.

Кадр из сериала "Санта Барбара". Фото: NBC
Кадр из сериала "Санта Барбара". Фото: NBC

К тому же всегда существовала четкая целевая аудитория, которая смотрит сериалы – это домохозяйки, в честь которых сериалы и назвали «мыльной оперой». Соответственно, герои и сюжетные линии сериалов формировались в интересах целевой группы зрителей – замужних женщин с детьми. Поэтому, естественно, в условиях такой жесткой ограниченности возможностей, большие мастера и не стремились работать на тв. Сейчас же, вроде как ситуация стала диаметрально противоположной. В сериалах снимаются голливудские звезды первой величины, телекомпании вкладывают огромные бюджеты на реализацию масштабных и провокационных проектов. На телеэкранах появляются один за одним сериалы, тематика и динамика которых никогда не встречались ранее: «Остаться в живых», «Игра престолов», «Американская история ужасов», «Ходячие мертвецы», «Ганнибал», «Оранжевый – хит сезона», «Карточный домик», «Декстер», «Во все тяжкие», «Доктор Хаус» и другие.

Кадр из сериала "Во все тяжкие". Фото: AMC
Кадр из сериала "Во все тяжкие". Фото: AMC

Именно такой логики повествования и придерживаются глашатаи расцвета телевидения и превосходства современных сериалов над кино.Но давайте проанализируем, действительно ли ситуация обстоит таким образом.Действительно произошли глобальные технические и экономические изменения, повлиявшие как на телепроизводителей, так и на телезрителей. Зрители обзавелись дешевым, быстрым доступом в интернет, смартфонами, компьютерами и огромными киномониторами с восхитительным разрешением. Производители в свою очередь оказались в ситуации конкуренции не только с интернетом, но и с внутренней конкуренцией, развернувшейся между все большим и большим количеством телеканалов. К тому же телепроизводство столкнулось с таким общим экономическим процессом как глобализация. Для того, чтобы выжить и тем более развиваться, каналы должны укрупняться и работать не только на отечественном рынке, но и на мировом.Телевизионные каналы были вынуждены вкладывать огромные суммы на производство и раскрутку таких сериалов, которые заставили бы зрителей оплатить годовую подписку на их канал, а зарубежных дистрибьюторов покупать и продвигать этот сериал или покупать права на запуск национальной версии сериала. HBO вкладывает миллионы долларов в производство всего лишь одной серии своего флагманского сериала не потому, что им очень хочется покрасоваться, а потому что им приходится это делать, чтобы зарабатывать сегодня и существовать завтра.

Кадр из сериала "Игра престолов". Эпизод "Битва бастардов" с бюджетом более 10 млн. долларов. Фото: HBO
Кадр из сериала "Игра престолов". Эпизод "Битва бастардов" с бюджетом более 10 млн. долларов. Фото: HBO

Чем глобальнее рынок, тем сложнее маленьким проектам реализоваться и тем более прославиться. Телевизионные каналы стали нуждаться не просто в успешном сериальном проекте, но в сериале-бренде, сериале-мейнстриме, который привлечет массового зрителя и, соответственно, принесет большие деньги. Телеканалы вынуждены рисковать, запуская в свет не 3-4 потенциально успешных средних сериала, а ставить all in на 1 крупный сериал-блокбастер, также как это делают многие голливудские компании при выпуске фильмов уже много лет.Все это естественно повлияло на качество сериалов, выпускаемых телеканалами. Плюс технический прогресс позволяет реализовывать все задумки на высочайшем качестве. Время не стоит на месте, на месте не стоит и производство сериалов. Но если отбросить технические и экономические новшества, привнесенные в современный процесс производства сериалов, увидим ли мы нечто революционное непосредственно в самих сериалах? По большому счету нет.Когда кто-то говорит, что раньше все сериалы были для глупых слезливых домохозяек, а теперь это настоящее искусство с глубокомысленными и неоднозначными героями, он лукавит. Прототипы современных сериалов появились на телеэкранах давным-давно. Сериалы не ограничивались мыльными операми, на экраны постоянно выходили такие проекты как «Сумеречная зона» (с 1959 года), «Твин Пикс» (1990 г.), «Секретные материалы» (с 1993 г.), «Квантовый скачок» (с 1989 г.), «Временное пространство» (1966 г.), «Звездный путь» (с 1966 г.), «Перри Мейсон» (с 1957 г.), «Беглец» (с 1963 г.) «Семнадцать мгновений весны» (1973 г.) и многие другие.

Кадр из сериала "Секретные материалы". Фото: Fox
Кадр из сериала "Секретные материалы". Фото: Fox

Да, раньше их было меньше, да они были не такими эффектными, да они кажутся нам наивными, но они существовали и привлекали армии поклонников к телеэкранам.Если оценивать сериалы по их сути, по творческому наполнению, а не по наличию потрясающей картинки, то сериалы современности вовсе не являются революционными.В 50-е годы XX века Голливуд переживал кризис в связи с появлением телевидения. Зрители перестали ходить в кино и больше времени стали проводить перед телеэкранами. В то время звезды большого экрана, дабы не остаться без работы, стали браться за телевизионные проекты. Например, Альфред Хичкок снимал в 1955-1965 гг. телесериал «Альфред Хичкок представляет», каждая серия которого была наполнена свойственным всем его фильмам саспенсом.Возможно, сейчас Голливуд переживает нечто подобное, звезды большого экрана обратили свой взор на малый экран. Сегодня нормой стало появление в сериале крупной звезды. Они получают еще большую популярность а заодно и достаточно большие гонорары.

Кадр из сериала "Настоящий детектив". Фото: HBO
Кадр из сериала "Настоящий детектив". Фото: HBO

Так что, скорее нужно говорить о том, что большое кино пришло, вслед за технологиями и деньгами, на телевидение и трансформировалось в сериалы. А вовсе не о том, что сериалы в чем-то потеснили или превзошли кино. К тому же если пристальнее взглянуть на любой нашумевший современный сериал, который позиционируется как полная противоположность мыльным операм, в нем можно обнаружить огромное количество мыла и оперы. Те же «Игры престолов» - бесконечные разборки между семействами, между мужьями и женами, родителями и детьми… Чем не классическая мыльная опера, приперченная средневековым ореолом, сексом, насилием, жизненной философией и зомби-апокалипсисом.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/pochemy-kino-kruche-seriala