ПРАВИЛА МЕЙДЖОРОВ: основы работы голливудских студий

22.06.2018


Слева направо: Марлен Дитрих, Боб Хоуп и Бэтт Дэвис,  1943 г.
Слева направо: Марлен Дитрих, Боб Хоуп и Бэтт Дэвис, 1943 г.

Бизнес модель введенная Томасом Эдисоном оказалась нежизнеспособной и очень быстро загнулась. Независимые компании, получив необходимую мощь, стали навязывать новую модель ведения бизнеса в кино.Несмотря на оппозицию независимых компаний в отношении Треста Эдисона, они сами вскоре сформировали достаточно жесткую, деспотичную, хищническую студийную модель. Каждая независимая компания - Universal Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, Paramount Pictures, Warner Bros. Pictures, 20th Century Fox - сформировала своего рода самостоятельный Трест, терроризирующий собственных работников и кинопрокатчиков.Рассмотрим, чем характеризовался кинорынок США работавший по этой модели с 1910-ых годов по 1948-й год. Сходство работы независимых компаний заключалось в том, что также как и Трест Эдисона, они быстро пришли к вертикально интегрированной структуре, когда фильмы и снимались и продавались и показывались одной организацией. Но введенная ими ориентация на создание звезд кино повлекла за собой существенные изменения в работе всей индустрии. Во-первых, была введена система звезд, которая сразу же изменила восприятие и стоимость фильма как товара. Теперь кинопленка продавалась не метражом – ценность приобрело что и кто именно запечатлен на ней. Система звезд сформировала дифференциацию кинопродукции на более и менее ценную. Если раньше просто оплачивалось право приобретения пленки и проката фильма на патентованном оборудовании, то сейчас оплачивалась возможность показывать в кинотеатре фильмы с конкретным содержанием. Во-вторых, на основе системы звезд появилась система «блок букинг» – базируясь на системе звезд, производители кино приобрели власть над прокатчиками кино. Была придумана система, которая торговала не отдельным продуктом, а комплектом фильмов. Чтобы получить возможность показывать фильмы со звездой, приходилось вслепую покупать все фильмы студии. Данная система предполагала стабильность и взаимовыгоду: производители точно знали, что продадут всю снятую продукцию, а прокатчики точно знали, у них будет что показывать зрителям.

Кинотеатр Томаса Талли. Источник: madeinatlantis.com
Кинотеатр Томаса Талли. Источник: madeinatlantis.com

Такая система конечно же была не совсем приятна и удобна владельцам кинотеатров – их лишали свободы выбора в определении репертуара. К тому же мелкие производители кино опять остались не у дел – у кинотеатра, скупающего фильмы по системе блок-букинг, просто нет возможности показывать фильмы мелких компаний. Естественно, владельцы кинотеатров, предприняли попытку противостоять студийной системе. В 1917 году под предводительством Томаса Талли (Thomas L. Tally) была основана First National Exhibitors Circuit, объединив огромное число кинотеатров и сформировав самую большую киносеть в стране. Компания занялась дистрибуцией и производством фильмов, даже подписала первый в истории кино миллионный контракт с самыми яркими звездами того времени – Чарли Чаплином и Мери Пикфорт. Однако существенных изменений в распределении сил не произошло. В ответ на это крупные студии провели агрессивную политику скупки, поглощения и объединения кинотеатров. В итоге уже к 1928 году First National, хотя и вела вполне успешную деятельность по кинопроизводству, стала частью студии Warner Bros. Во-третьих, само существование звезд в кино изменило характер взаимоотношений между актерами, режиссерами и владельцами киностудий - что и стало сущностью студийной системы кинобизнеса. По сути звезд кино создал еще Трест Эдисона, просто он не давал им имен в титрах. Однако узнаваемая внешность позволила актерам выбирать независимые компании в качестве более щедрого работодателя. Независимые компании в свою очередь понимали, что известный актер – это ценный ресурс. Они стали подписывать долгосрочные контракты с актерами, культивировали их имена и снимали в максимально большом количестве фильмов.Студии, нанимая актеров, учили их быть звездой, тщательно корректируя их образ при подборе ролей. Они формировали PR компании по продвижению актера и распускали слухи о них в собственных издаваемых журналах. Актеры взамен подписывались под обязательством отработать 40 недель в году и взять 12 недель неоплачиваемого отпуска. Они практически полностью продавали свое время студии. Если актер отказывался играть назначенную ему роль, студия прибавляла к договору обязанность отработать дополнительное время. Если у студии не было проектов, в которых они хотели снять актера, они отдавали его в высокооплачиваемую аренду другой студии, проследив, чтобы предлагаемая ему роль не противоречила выстраиваемому ими имиджу.Но, как известно, чем дальше в лес, тем больше дров. С каждым годом звезды становились все более и более ценным ресурсом. У них появлялись толпы фанатов, стремящихся посмотреть любой их фильм. За право снимать их им платят уже миллионы долларов. Звезды первой величины быстро почувствовали власть и начали сопротивляться диктату крупных студий.

Слева направо: Мэри Пикфорт, Дэвид Уорк Гриффит, Чарли Чаплин, Дуглас Фэйрбенск. Источник: albedomedia.com
Слева направо: Мэри Пикфорт, Дэвид Уорк Гриффит, Чарли Чаплин, Дуглас Фэйрбенск. Источник: albedomedia.com

Первым значимым актом неповиновения стала созданная в 1919 году студия «United Artists». Её создателями выступили знаменитые актёры и режиссёры Чарльз Чаплин, Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс и Дэвид Уорк Гриффит. Под лейблом данной студии выходили в прокат независимо снятые фильмы ее членов. Однако стоит отметить, что данная компания – это в большей степени продюсерский проект, нежели движение актеров за независимость. Так, например, фильмы Чарли Чаплина – это фильмы, в которых продюсер, начинавший карьеру как наемный актер, снимает на собственные деньги фильм, играет в нем главную роль, также как и пишет сценарий и делает режиссуру. К концу 1930-ых годов некоторые наиболее крупные звезды получили возможность быть независимыми актерами, работающими в режиме фрилансинга (Фред Астер, Джинджер Роджерс, Гари Грант, Джон Уэйн, Джоан Блондел, Гари Купер и др.).

Оливия де Хэвилленд (слева) и  Вивьен Ли (справа) в фильме "Унесенные ветром" 1939 г. Фото: Warner Bros.
Оливия де Хэвилленд (слева) и Вивьен Ли (справа) в фильме "Унесенные ветром" 1939 г. Фото: Warner Bros.

Переломным моментом в борьбе звезд со студийной системой стало противостояние актрисы Оливии Де Хэвилленд (Olivia de Havilland) со студией Warner Brothers в 1946 году. Она планомерно отказывалась играть ролей степенных девиц, считая что способна на более драматические работы. В конце концов студия приплюсовала к ее семилетнему контракту дополнительные пол года работы. Актриса обратилась в суд, который признал незаконным такое продление контракта. Это решение суда стало основой значительных последовавших далее изменений в отношениях студий и актеров. В-четвертых, вслед за системой звезд появилась система жанрового кино. Во времена становления Голливуда актерам было свойственно играть грубо говоря одну и ту же роль в разных фильмах. У каждой звезды кино было свое амплуа – их персонажи кочевали из фильма в фильм, перенося с собой одни и те же повадки в поведении, внешний вид и даже судьбу. Хоррор, фантастика, историческая драма, вестерн и другие жанры зародились практически вместе с появлением кино. А с появлением в Голливуде студийной системы, жанровая система стала использоваться осмысленно и целенаправленно.

Афиши фильмов ужасов с прославившимся после роли Дракулы актером Бела Лугоши (значимость звездного состава для продвижения фильма очевидна даже на афишах - акцент делался не на название фильма, а на имена звезд)
Афиши фильмов ужасов с прославившимся после роли Дракулы актером Бела Лугоши (значимость звездного состава для продвижения фильма очевидна даже на афишах - акцент делался не на название фильма, а на имена звезд)


Студии получили множество преимуществ от выработанного ими курса на жанровое кино:- это облегчало взаимодействие студий и актеров, так как звезды появлялись только в фильмах одного и того же жанра;- они смогли с большей вероятностью предугадывать успех у зрителей картины снятой в определенном жанре;- жанровое кино намного легче продвигать и рекламировать;- была достигнута значительная экономия, так как одни и те же реквизиты, пейзажи и т.п. можно было снимались во множестве разных фильмов одного жанра;- сформировалась определенная традиция во взаимодействии зрителя и жанрового кино. Зрители знают что их ожидает, они могут выбирать фильмы в соответствии со своими вкусами. В дальнейшем жанровая система легла в основу расчета целевой аудитории и формирования индустрии на фанатских сообществах;- жанровая система способствовала большей профессионализации съемочных команд. Стали появляться специалисты, работающие над фильмами в определенном жанре, как например специалисты, работающие с лошадьми, или гримеры для фильмов ужасов;- и, наверное, главное достижение – это выработка сценарных стандартов. Каждый жанр в конце концов обзавелся набором необходимых клише, которые лежат в основе фильма. Такая шаблонность в производстве кино, базирующаяся на образе звезд и жанровом содержании стала залогом профессиональной и системной работы Голливуда.
Точно также, как модель кинобизнеса по-Эдиссоновски была остановлена судебным вето, также и модель введенная независимыми студиями прекратила свою жизнь благодаря судебным решениям против блок букинга и диктата договорных отношений между актерами и студиями в 1948 году. Однако, основы студийной системы кинобизнеса, порожденная ими система звезд и система жанров благополучно работают и сегодня. С тех времен многое изменилось. Но изменения, последовавшие в их работе в дальнейшие годы – это скорее корректировка ньюансов, нежели масштабная реконструкция.

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/pravila-magorov