ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ: Что нам приходится из-за нее смотреть

22.06.2018

Кадр из фильма "Бёрдмен". Фото: Fox Searchlight
Кадр из фильма "Бёрдмен". Фото: Fox Searchlight

Профессиональная деформация – это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), формирующееся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности.Считается, что она рано или поздно развивается у всех. И действительно, глядя на человека, который всю жизнь проработал в одной сфере, профессиональные деформации бывают порой более яркими и доминирующими, нежели личностные характеристики. Наверняка Вы встречали женщин, в которых безошибочно узнавались учительские замашки, или, мужчин, у которых чуть ли не на лбу написано «полиция».Профессиональной деформации подвержены и кинематографисты. И это непосредственно определяет не только какие фильмы выходят в свет, но и какие из них получают признание профессионального сообщества.Кинематографисты работают в киносреде, которая состоит из актеров, режиссеров и сценаристов. Их повсеместно окружают журналисты, фотографы, телевизионщики, рекламщики, музыканты... А, как известно, у кого что болит, тот о том и говорит....Соответственно, нет ничего удивительного в том, что необоснованно много киноперсонажей занимаются ни чем иным, как кинодеятельностью. Главный герой кино – это зачастую никто иной, как состоявшийся или не состоявшийся актер театра или кино.

Кадр из фильма "Ла ла ленд", действие которого разворачивается в Голливуде и главная героиня пытается стать актрисой. Фото: Summit Entertainment
Кадр из фильма "Ла ла ленд", действие которого разворачивается в Голливуде и главная героиня пытается стать актрисой. Фото: Summit Entertainment
Кадр фильма "Сити-Айленд", главный герой которого работает тюремным надзирателем и по вечерам посещаем актерскую школу. Фото: Anchor Bay Entertainment
Кадр фильма "Сити-Айленд", главный герой которого работает тюремным надзирателем и по вечерам посещаем актерскую школу. Фото: Anchor Bay Entertainment
Кадр фильма "Звездная карта", представляющем собой аллегорию реальности, которой живет Голливуд. Фото: Prospero Pictures, Sentient Entertainment, SBS Productions, Integral Film
Кадр фильма "Звездная карта", представляющем собой аллегорию реальности, которой живет Голливуд. Фото: Prospero Pictures, Sentient Entertainment, SBS Productions, Integral Film
 Промо-кадр из фильма "Солдаты неудачи", в котором актеры играют актеров, снимающих кино. Фото: Paramount Pictures
Промо-кадр из фильма "Солдаты неудачи", в котором актеры играют актеров, снимающих кино. Фото: Paramount Pictures
 Кадр из фильма "Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски", где актеры играют как-бы самих себя под своими реальными именами. Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма "Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски", где актеры играют как-бы самих себя под своими реальными именами. Фото: Columbia Pictures
 Кадр из сериала "Возвращение", речь в котором идет об актрисе, которая снимается в сериале и параллельно снимает реалити шоу о своих съемках. Фото: HBO
Кадр из сериала "Возвращение", речь в котором идет об актрисе, которая снимается в сериале и параллельно снимает реалити шоу о своих съемках. Фото: HBO

Сценаристы зачастую пишут сценарии, в которых главный герой занимается не чем иным, как написанием киносценария или книги. Просто сценаристу легче писать о том, что он знает и о том, что видит непосредственно, нежели о каких-то заснеженных чукчах в России. А продюсерам легче воспринять такую историю и выделить на нее финансирование, потому что они понимают суть такой истории и степень ее реалистичности.

Кадр из фильма "Бартон Финк", о писателе, взявшемся за написание голливудского сценария. Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма "Бартон Финк", о писателе, взявшемся за написание голливудского сценария. Фото: 20th Century Fox
 Кадр из фильма "Адаптация", сценарий которого появился в результате того, что его сценарист, Чарли Кауфман, не смог выполнить заказ на адаптацию книги, написав в итоге сценарий о процессе написания адаптации. Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма "Адаптация", сценарий которого появился в результате того, что его сценарист, Чарли Кауфман, не смог выполнить заказ на адаптацию книги, написав в итоге сценарий о процессе написания адаптации. Фото: Columbia Pictures
 Кадр из фильма "Семь психопатов", повествующем историю сценариста и его безработного друга-актера, в которой реальность становится вымыслом, а вымысел - реальностью. Фото: Blueprint Pictures (Seven) Limited, The British Film Institute, Film4
Кадр из фильма "Семь психопатов", повествующем историю сценариста и его безработного друга-актера, в которой реальность становится вымыслом, а вымысел - реальностью. Фото: Blueprint Pictures (Seven) Limited, The British Film Institute, Film4

Так как все киношники заняты тем, что создают кино, их картина мира смещается от реального к экранному миру. История об актере или писателе, переживающем неудачи карьеры, куда более реальна и значима для них, нежели история о простой медсестре или нотариусе, переживающих ужасы бытия.Мы видим на экранах кино истории о людях, которые занимаются кино. Это вовсе не самолюбование. Это обыденная и злободневная реальность тех профессионалов, которые занимаются кинематографом. 

 Кадр из фильма "Голливудский финал", об ослепшем кинорежиссере. Фото: DreamWorks Pictures
Кадр из фильма "Голливудский финал", об ослепшем кинорежиссере. Фото: DreamWorks Pictures
 Кадр из фильма "Да здравствует Цезарь!" о нелепостях студийной жизни. Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма "Да здравствует Цезарь!" о нелепостях студийной жизни. Фото: Universal Pictures

К тому же, кинематографисты в силу своей профессии интересуются историей кино. Этот интерес в конечном итоге зачастую становится основой фильмов, которые рассказывают историю кино и нам. Биографические истории великих деятелей кинематографа были и будут с завидным постоянством появляться на больших экранах (в куда большем соотношении, чем биографии великих политиков или ученых).

Кадр из фильма "Авиатор" о голливудском продюсере  Говарде Хьюзе. Фото: Miramax Films, Warner Brothers
Кадр из фильма "Авиатор" о голливудском продюсере Говарде Хьюзе. Фото: Miramax Films, Warner Brothers
Кадр из фильма "Хранитель времени", знакомящего зрителей с историей жизни великого кинематографиста Жоржа Мельеса. Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма "Хранитель времени", знакомящего зрителей с историей жизни великого кинематографиста Жоржа Мельеса. Фото: Paramount Pictures
 Кадр из фильма "Трамбо", повествующем историю сценаристов, попавших в "Черный список Голливуда" во время борьбы с коммунистами. Фото: Bleecker Street Films, ShivHans Pictures, Groundswell Productions
Кадр из фильма "Трамбо", повествующем историю сценаристов, попавших в "Черный список Голливуда" во время борьбы с коммунистами. Фото: Bleecker Street Films, ShivHans Pictures, Groundswell Productions
Кадр из фильма "Хичкок", посвященного режиссеру Альфреду Хичкоку, снимающему фильм "Психо". Фото: Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма "Хичкок", посвященного режиссеру Альфреду Хичкоку, снимающему фильм "Психо". Фото: Fox Searchlight Pictures
 Кадр из фильма "Спасти мистера Бэнкса", о трудностях создания фильма "Мерри Поппинс". Фото: Walt Disney Pictures
Кадр из фильма "Спасти мистера Бэнкса", о трудностях создания фильма "Мерри Поппинс". Фото: Walt Disney Pictures
 Кадр биографического фильма "Семь дней и ночей с Мерилин" о Мерилин Монро. Фото:  The Weinstein Company
Кадр биографического фильма "Семь дней и ночей с Мерилин" о Мерилин Монро. Фото: The Weinstein Company
Кадр из биографического фильма "Принцесса Монако" об актрисе Грейс Келли. Фото: Stone Angels
Кадр из биографического фильма "Принцесса Монако" об актрисе Грейс Келли. Фото: Stone Angels

Кино призвано снимать фильмы о мире, в котором мы живем. Быть отражением и анализом реальности. И эту функцию кинематографисты выполняют. Но, без профессиональных деформаций не обходится. В первую очередь кинематографистов интересуют и заботят темы, связанные с кино. Именно поэтому восторженных отзывов удостаиваются ленты, анализирующие проблемы деятелей искусства.В 2012 году Оскар за лучший фильм завоевал «Артист», который был снят в стиле немого кино и отражал историю проблемы перехода актеров из немого в звуковое кино.

 Кадр из фильма "Артист". Фото: The Weinstein Company
Кадр из фильма "Артист". Фото: The Weinstein Company

В 2015 году Оскар за лучший фильм завоевал фильм «Бёрдмэн», который не просто замечательный фильм, но к тому же посвященный анализу вопросов славы, признания, творческого самовыражения и других творческих мук, которые несомненно преследуют любого деятеля кинематографа.Несомненно, к фильмам о фильмах и их участниках у кинокритиков особое отношение. Таким фильмам легче получить финансирование. А именитые актеры с удовольствием играют кинодеятелей на экране.

 Кадр из фильма "Бёрдмэн". Фото: Fox Searchlight
Кадр из фильма "Бёрдмэн". Фото: Fox Searchlight

Источник: https://www.blackmaria.ru/blog/professionalnaya-deformacia-kinematografistov