Монтаж как способ "управления" временем

Самый известный скачок времени, который был достигнут с помощью киномонтажа, показан в фильме Стенли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея", снятом в 1968 году. В картине кадр с костью, которая была орудием первобытного человека, резко сменяется кадром с космическим кораблем. Таким образом мы видим ход прогресса и эволюции за долю секунды.

В фильме "Древо жизни" Терренса Малика от 2011 года тоже показан масштабный временной скачок, достигнутый с помощью монтажа. Одна из сцен картины, которая длится всего 15 минут, при этом умещает 13 миллиардов лет жизни на Земле. Одним из первых резкую смену кадров использовал режиссер Жан-Люк Годар еще в 1960 году при работе над фильмом "На последнем дыхании". Годар вырезал часть пленки и затем склеил ее. До этого же все отснятые кадры показывали по порядку. Сейчас такой подход тоже встречается, но как прием.

Последовательный монтаж позволяет зрителю шаг за шагом следовать за персонажем. Например, в фильме "Клео с 5 до 7" 1962 года показана жизнь героини на протяжении двух часов, во время которых она ожидает результата анализов на рак. Именно такой синхронизированный монтаж позволяет прочувствовать эмоции героини.

Этот же прием был использован в ретро-картинах Ровно в полдень" и "Печати зла". Главный герой "Ровно в полдень" ожидает своей участи, неумолимо тикают часы, и напряжение нарастает. А в картине "Печати зла" есть сцена, где около трех минут показывается автомобиль, который везет тикающую бомбу. Последовательный монтаж здесь также позволяет передать накал эмоций, ничего не упуская и не "перепрыгивая" ни одной секунды.

Еще один фильм с реальным течением времени - это "Олдбой"2003 года. Драка в коридоре снята одним длинным планом, и она словно затягивается из-за этого. В итоге зритель видит унылую потасовку, а не увлекательную и стремительную битву, как в большинстве боевиков, что соответствует замыслу режиссера.

Также режиссеров привлекает обратный монтаж, который словно нарушает ход течения времени. Именно так был смонтирован чешский фильм "Хэппи-Энд". В нем рассказывается история мясника, который сначала "воскресает" на плахе благодаря монтажу, потом его жизнь "отматывается" назад, и наконец, он молодеет и умирает, рождаясь. Этот фильм стал вызовом для мирового кинематографа своей эпохи.

В фильме 2000 года "Помни" обратный ход времени еще и позволяет проникнуться внутренним миром персонажа. Главный герой страдает амнезией, и для него мир выглядит как обрывки воспоминаний, порядок которых нарушен из-за болезни.

Киновед Алан Кэмерон говорит об этом фильме: "Вместо того чтобы показать нам то, что персонаж помнит, нам все больше рассказывают о том, чего же он не может вспомнить. Это позволяет зрителю сложить по кусочкам загадку".

Приглашаю всех кинолюбителей подписываться на канал и ставить лайки.