Не зная броду, не лезь в воду: цель и план проекта изменений

Чтобы куда-то прийти, нужно знать куда двигаться. Когда прокладываете маршрут в навигаторе, вы указываете точку назначения (если конечно цель у вас не просто «покататься»). Это кажущееся очевидным утверждение, но на самом деле совсем не очевидно. Или очевидно? Давайте проверим.

У меня к вам практическое задание. Да-да, прямо сейчас прочитайте его, прервитесь на 5 минут и сделайте. Идите и откройте файл в котором сформулировано, как выглядит ваша компания через 5 лет (или через 10, или через 3 года), если вы владелец или руководитель бизнеса. Ну или как выглядите вы (чем занимаетесь, как и с кем проводите свободное время, чего достигли профессионально) если своего бизнеса у вас пока нет.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

  • Давно ли вы в последний раз сверялись с этим видением (сейчас вы с ним согласны, оно вам нравится)?
  • Знают ли рядовые сотрудники, и ключевые руководители, как должна выглядеть компания (куда вы все вместе с ними идете)?
  • Как вы проверяете то, что не сбились с пути? (какие показатели проверяете, замеряете, как оцениваете динамику изменения)
  • А может быть… у вас нет такого файла? Ой. Получается, у вашего путешествия нет цели, совсем? Это нехорошо. Давайте исправим это вместе.
Однажды одну деревню проезжал самурай, известный как самый меткий стрелок из лука в Японии. Он увидел торчащие в деревьях стрелы, и был посрамлен – каждая, каждая стрела, попала точно в центр «десятки» мишени, нарисованной на дереве. Сотни стрел без единого промаха.
Он спешился и попросил отвести его к этому великому мастеру, чтобы отдать ему дань почтения.
Его привели на поляну, где местный сумасшедший как раз дорисовывал мишень вокруг очередной стрелы, попавшей в дерево. 

Без цели путешествия, непонятно куда придешь. Какая бы точная карта у тебя не была, она бесполезна без конечного пункта маршрута.

Конечная точка маршрута – это стратегия. Путь – процесс постоянных изменений.

ДАВАЙТЕ ОПРЕДЕЛИМСЯ С ЦЕЛЬЮ

Самая понятная, простая и измеримая величина, это конечно деньги. Через 10 лет я зарабатываю миллион евро в месяц, чистыми, на руки и точка. Хорошо?

Миллион евро – это конечно хорошо, тут не поспоришь (с этим поспорит разве что тот, кто сейчас зарабатывает два).

Но достаточно ли этого для обозначения цели развития бизнеса? Вы хотите эти деньги заработать, продав свой бизнес, или оставив его себе? Он только ваш, или принадлежит теперь группе акционеров, а вы владеете пакетом акций? Вы в нем участвуете каким-то образом, или вы теперь путешествуете и наслаждаетесь жизнью в свое удовольствие в самых дальних уголках Земли?

Попробуем сформулировать вопросы, над которыми стоит задуматься собственнику. Подумать и написать ответы на них. Все ответы формулируем исходя из того, что мы уже достигли «пункта назначения». Нет, лучше «цели путешествия», а то ассоциации нехорошие...

(скачать таблицу)

Если вы вдумчиво и честно ответите на эти вопросы, в этих ответах уже будут видны шаги вашего плана по переходу из точки А в точку Б.

Теперь, с кучей ответов-тезисов, можно в удобном вам виде сформулировать цель. Я использую майнд-мэп (он же интеллект-карта). Вам может быть удобнее собрать все в текст.

А ТЕПЕРЬ ПРО БИЗНЕС, А НЕ ПРО ВАС

Ваши личные цели вы сформулировали, но это не совсем то, что нужно доносить до коллег и окружающих (разве что самых близких). Вряд ли сидящего рядом, например, менеджера по персоналу, зажжёт, что через 5 лет он будет заниматься теми задачами, которые вам больше всего не нравятся, в то время как вы, тратя на управление не более 1 часа в неделю, занимаетесь дайвингом в районе большого барьерного рифа.

Планы собственника и планы бизнеса должны быть связаны, но после того, как вы поняли, кем хотели бы быть в своей компании через Х лет, стоит задуматься и сформулировать, а сама компания что делает и как работает. Точнее, наверняка вы об этом уже думали, и не раз. Но вот, описывали ли это так, чтобы можно было донести до всех?

Выполняя проекты по ЕППА методике, мы пришли к выводу, компании у которых сформулирована стратегия, быстрее включаются в проект, и успешнее в нем работают. Компаниям, у которых сформулированной и записанной стратегии нет, сложнее «раскачаться» и начать работать. В таких компаниях оказывается больше сопротивляющегося персонала, и рисков у проекта больше.

Итак, когда вы достигли своих целей, ваша компания…

СОТРУДНИКИ

  • Кто работает в компании?
  • Что им нравится в работе?
  • Что отличает компанию в их глазах от других работодателей?
  • Где они находятся территориально?

КЛИЕНТЫ

  • Как вы работаете с клиентами?
  • Что они отмечают в работе с вами?
  • Почему они рекомендуют вас свои коллегам?
  • Где они находятся территориально?

ПРОДУКТ

  • За что клиенты платят вам деньги?
  • Где они получают ваш продукт/услугу?
  • Чем продукт отличается от аналогов?
  • А от того, который вы производите сейчас?

СИСТЕМА

  • Каким образом компания управляется?
  • Чем система управления отличается от той, которая есть сейчас?
  • Какие показатели и метрики считаются?
  • Какова степень формализации работы?
  • Какие процессы автоматизированы? Как?

Наша стратегия содержится в комплекте документов, высылаемых новому сотруднику при начале работы в нашем битриксе. Каждый год мы пересматриваем и уточняем ее. Конечные задачи остаются неизменными (пока 2025 год не наступил☺), а то как мы будем достигать своих целей – я дописываю и дорабатываю. Хотите узнать нашу стратегию? Приходите работать в Кораду ☺

Напишите про свою компанию через 5 или 10 лет. Потратьте время и силы, это стратегическая задача, относящая к несрочным, но очень важным.

Если хоть один из читателей статьи опишет себя в бизнесе (выполнит первое задание), и/или свой бизнес в точке Б (выполнит второе задание), я буду рад. Нам с вами удалось поменять что-то к лучшему.