Что такое нельзя и чем отличается от не надо

Сегодня хотелось бы поговорить на такую сложную для многих родителей тему, как правильно установить запрет для детей на опасные для их жизни действия. Наверное, никому не нужно объяснять насколько важно, чтобы ребенок сам понимал, что трогать плиту, ковырять розетку и прочее – это опасно. Родители стараются, делают по максимуму безопасным пространство вокруг своего чада, но, как правило, этого недостаточно. Малыш от природы любопытен, и даже если дома он не нашел ни одного острого предмета, то может дорваться до такой страшной игрушки в гостях. Поэтому поговорим о том, как научить ребенка слову нельзя.

Сначала хотелось бы, чтобы вы поняли для себя одну вещь, которую потом уже необходимо будет донести до маленького человечка: нельзя – это опасно для жизни, это нет в последней инстанции, это то, что ни при каких обстоятельствах (!) никто (даже папа с мамой !!!) не нарушает. Не серьезно говорить ребенку, что переходить дорогу надо только на зеленый свет, а, когда торопитесь, перебегать на красный с малышом на руках. В маленькой головке сразу же ставится галочка, что так–то оно вроде бы и нельзя, но если очень хочется, то можно. Поэтому важно, чтобы все, кто находится в авторитете у ребенка (папа, мама, бабушки и т.д.) придерживались одной политики и не нарушали ее в присутствии маленького.

Дальше вам необходимо собраться с мыслями (чем больше народу, тем лучше) и определить, что нельзя делать детям, конкретно в вашем случае. Это зависит от местности, где вы живете, от образа жизни и т.д. Это должно быть не более 10 запретов, которые на самом деле могут нанести серьезный ущерб здоровью ребенка, например, не трогать зажженную плиту, не трогать розетку, все те же правила ПДД, игры с ножом, если в семье кто–то принимает лекарства, то их тоже трогать нельзя. Все остальное идет под кодом «не надо». Вы должны четко разделять для себя и для ребенка, что делать не стоит именно на текущий момент времени (например, не надо прыгать – у мамы голова болит), а что под запретом в принципе. И перед тем, как научить ребенка нельзя, сначала вам придется научиться этому самим, так как ребенок копирует поведение, а уже потом соотносит его с установками, которые вы ему дали.

Все категоричные запреты (нельзя) родители говорят спокойным тихим голосом, повторяя несколько раз, начинать проработку поведения необходимо сразу же, как ребенок начинает ходить. Например, мы стоим около плиты, я показываю на ту часть плиты, которая опасна, говорю «Нельзя» и увожу его на безопасное расстояние, так мы работаем в несколько заходов. В конце концов, цепочка необходимых действий записывается в долгосрочную память и выглядит как–то так: подошли к плите, посмотрели на огоньки, да интересно, но надо уходить. Чем взрослее ребенок, тем больше таких нельзя будет появляться в его жизни, но надо стараться ставить поменьше рамок.

Следите за собой и тогда малыш вырастет и послушным (ведь он понимает, что мама просто так не запрещает) и здоровым.