Метро Петербурга — тупиковая ветка развития

3 December 2018

С приходом на место губернатора Петербурга Александра Беглова, в правительстве Северной столицы чувствуется оживление. Осознав, что при новом градоначальнике спокойной жизни не будет, чиновники засуетились, стараясь в оставшиеся дни до окончания года проявить невиданное рвение.

Игорь Албин, вице-губернатор, фото /www.opentown.org
Игорь Албин, вице-губернатор, фото /www.opentown.org

Охотнее всех в работу ушел вице-губернатор Игорь Албин, курирующий строительный блок. Он выбрал тактику упреждающей порки, обрушившись с критикой на подконтрольный ему комитет по строительству. Пытаясь подстроиться под манеру руководства Александра Беглова, Игорь Албин не учел важной детали: Беглов не несет ответственности за действия петербургских чиновников под руководством Георгия Полтавченко, а вице-губернатор Албин — несет.

Критерием эффективности работы чиновников будет считаться исполнение бюджета города и завершение значимых для города проектов в срок. К примеру, среди таких проектов можно назвать строительство трех станций метро Фрунзенского радиуса. Однако КРТИ, чтобы подстраховаться, уже отодвинул срок завершения контракта на полгода. В качестве причины комитет указал, что это ему необходимо для выполнения документационной работы.

Затягивание приемки работ в Смольном считают признаком хорошего тона: стадион Санкт-Петербург, где уже полтора года проводятся футбольные соревнования мирового масштаба, город передал «Зениту», но до сих пор не принял у строителей работу и не рассчитался с ними; станции Невско-Василеостровской линии «Новокрестовская» и «Беговая» с мая перевезли уже сотни тысяч пассажиров, в числе которых болельщики ЧМ-2018, однако и по этому объекту не все работы приняты заказчиком.

Если верить Смольному, то у него есть претензии к строительству относительно качества выполненных работ. Но тогда и у горожан возникает вопрос к городской администрации: если объекты сделаны некачественно, как же город мог допустить их ввод в эксплуатацию? Как тогда могло быть принято решение о том, чтобы позволить тысячам людей рисковать своим здоровьем и жизнью, находясь на этих объектах? Или эта риторика нужна чиновникам лишь для того, чтобы не оплачивать работы?

Не будем принимать ничью сторону, а просто проследим за тем, что говорили чиновники.

Сергей Харлашкин, председатель КРТИ, фото http://platniedorogi.ru
Сергей Харлашкин, председатель КРТИ, фото http://platniedorogi.ru

Новость с сайта КРТИ от 9 июля 2015: «По Фрунзенско-Приморской линии работы ведутся с опережением графика, так, по состоянию на 06.07.2015, освоено 85% от лимита года. Председатель КРТИ Сергей Харлашкин отметил, что в настоящее время между Комитетом и ОАО «Метрострой» ведётся разработка дополнительного соглашения об изменении лимитов финансирования на этот и последующие года для того, чтобы работы по Фрунзенскому радиусу продолжались в таком же режиме».

Запомните эти слова, они важны для понимания ситуации. Сергей Харлашкин, который по-прежнему возглавляет КРИ, еще в начале июля 2015 года пытается принять какие-то меры, чтобы сохранить опережающие темпы строительства. Метрострой за семь месяцев осваивает 85% бюджета и готов ускориться. Но не все зависит от строителей — чиновникам тоже нужно поднапрячься.

Новость с сайта КРТИ от 4 сентября 2015 года: «Работы на продолжении Фрунзенского радиуса ведутся с опережением графика».

И там же:

«Опережающие темпы строительства объекта побудили руководство ОАО «Метрострой» в июле т.г. направить запрос в КРТИ на дополнительное финансирование в 2015 году на сумму 2,1 млрд рублей и пересмотреть ранее принятую производственную программу. Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры и ОАО «Метрострой» подписано дополнительное соглашение к государственному контракту об изменении лимитов финансирования 2015 года. Также разработана производственная программа на 2016-2018 годы, в соответствии с которой лимит финансирования на 2016-2018 годы составит – 10,5 млрд рублей».

Два месяца прошло, Метрострой все еще опережает график, хотя денег пока не добавили. Это значит, что ударные темы поддерживаются за счет собственных ресурсов. Более того, инициатива о досрочной сдаче исходит от Метростроя, это они направляют запрос в КРТИ. И в ответ на предложение строителей, подписывается допсоглашение. Интересно, почему не КРТИ изначально ищет варианты ускорения строительства столь нужного городу метро?

Михаил Цалко, бывший заместитель главы КРТИ, фото http://sbornews.ru
Михаил Цалко, бывший заместитель главы КРТИ, фото http://sbornews.ru

«Ведомости» от 25 марта 2016 года: «Дополнительное финансирование строительства Фрунзенского радиуса в 2016 г. может —составить 4–5 млрд руб., — Михаил Цалко, заместитель главы КРТИ. — Если вопрос будет урегулирован, Фрунзенский радиус будет сдан в декабре 2017 году».

«Метрострой перевыполняет лимиты финансирования из-за высоких темпов работ, деньги будут выделены, если администрация найдет их в бюджете, — глава КРТИ Сергей Харлашкин».

И снова нам говорят о том, что метростроители работают быстрее, чем комитет успевает выделять деньги. Мотивация Метростроя понятна — быстрее закончишь, быстрее получишь заработанное. Комитет вроде бы тоже заинтересован поскорее сдать объект: в Смольном понимают, что горожане ждут и пристально следят за строительством метрополитена. Но вместо реальных денег опять одни обещания.

А вот еще одна интересная новость от 27 апреля 2016 все с того же сайте КРТИ: «Вице-губернатор Игорь Албин поручил КРТИ совместно с ОАО «Метрострой» до конца текущей недели представить график оптимизации темпа проходки щита, предложения по консолидации грунта и маршрутам его вывоза. С целью ускорения согласования рабочей документации с ГУП «Петербургский метрополитен» поручено изменить регламент КРТИ и Комитета по транспорту в части сокращения срока согласования рабочей документации с 30 рабочих дней до 7».

фото ОАО "Метрострой"
фото ОАО "Метрострой"

Вспомним теперь, что Метрострой в это время работает сразу по четырем контрактам. И по каждому из этих контрактов только на согласование у заказчика уходило 30 рабочих дней. И чиновники ничего и не планировали менять, хотя от скорости работы комитета зависит очень многое.

Кстати тогда же Метрострой сообщал чиновникам, что отсутствие финансов — не единственная проблема — как работать, если не утверждены архитектурно-планировочные решения по станционному комплексу «Южная»?

Несмотря на все эти трудности, к концу июля 2016, если верить КРТИ, готовность Фрунзенского радиуса составляет 66%.

В январе 2017 года «Фонтанка» писала: «Как сообщили в КРТИ, в настоящий момент рассматривается вопрос об увеличении стоимости контракта на строительство продолжения Фрунзенского радиуса от станции «Международная» до станции «Южная» в рамках существующего сводного сметного расчёта, прошедшего государственную экспертизу. С этой целью комитетом совместно с проектным институтом и подрядной организацией готовятся необходимые документы для проверки. Как пояснили в комитете, дополнительные расходы могут составить 30% от суммы действующего контракта с «Метростроем» – т. е. 7,8 млрд (в плюс к 26 млрд рублей по контракту)».

Но полгода прошло, свои средства вложены, кредиты израсходованы, а денег так и нет. Чтобы метростроители не нервничали, власти снова прибегают к обещаниям.

21 июля 2017 «Коммерсант» писал: «О том, что правительство Петербурга готово увеличить сумму контракта по строительству продолжения Фрунзенского радиуса метро от станции "Международная" до станции "Южная" на 2,5 млрд рублей, вчера журналистам сообщил вице-губернатор Петербурга по строительству Игорь Албин. Он отметил, что утвердить выделение этих средств будет возможно в рамках осенней корректировки бюджета города».

Однако что-то пошло не так. Денег на быстрое строительство метро в нужном объеме не нашлось.

13 октября 2017 в интервью «Фонтанке» глава КРТИ Сергей Харлашкин сообщил: «Решение уже принято, идет финальная стадия согласования, распоряжение выйдет уже в этом году. Метрострой запрашивал 6 млрд, но в результате расчетов все ответственные ведомства сошлись на цифре в 4,1 млрд рублей».

фото
фото krti.gov.spb.ru

Что ж, если решение принято на самом высоком уровне, какие, казалось бы, могут быть сомнения? Деньги город выделит, нужно только подождать, а пока, как уже не раз бывало, работать за свои или взять кредит. В 2015 году именно так и делали, когда необходимо было как можно скорее завершить проходку тоннеля, чтобы перебросить единственный в городе двухпутный щит на строительство Невско-Василеостровской линии. Но недели идут, а денег нет — одни слова.

7 ноября 2017 года «Петербургский дневник» приводит слова вице-губернатора Игоря Албина:

«Вся суть проблемы – в решении, принятом несколько лет назад. Тогда сумма, выделенная на строительство новых станций метрополитена на этом направлении, была сокращена на треть. По словам Игоря Албина, в тот момент сводно-сметный расчет был утвержден и принят Главгосэкспертизой России, но, несмотря на это, к смете применили коэффициент 0,7.

"То есть то, что стоило 1рубль, стало стоить 70копеек. Это по меньшей мере странное решение. И, конечно, подрядчик находится в сложном положении. Мы поставили вопрос перед финансовыми властями о том, что имеет смысл вернуться к первоначальной проектной цене. Сейчас над этим работаем, потому что необходимо обоснование профильного комитета, службы заказчика и самого "Метростроя", после этого будет принято решение", – пояснил Игорь Албин.

"Сегодня мы работаем над тем, чтобы все объекты Фрунзенского радиуса ввести в 2018г., в первой его половине", – отметил Игорь Албин».

Перед нами картина полного взаимопонимания Смольного и Метростроя. Оно и понятно: городу надо, чтобы строители сделали невозможное — построили вдвое быстрее проектного срока две станции Невско-Василеостровской линии к Чемпионату мира. И для этого можно пообещать многое, тем более, что выполнять не обязательно. Поэтому только в марте мы наконец прочтем, о том, что город нашел деньги для строителей.

21 марта 2018 «Коммерсант» написал: «Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко наконец-то подписал постановление правительства города о перераспределении бюджетного финансирования при строительстве метрополитена в 2018 году.

В итоге власти увеличили на 3,95 млрд рублей смету продолжения Фрунзенского радиуса метро после "Международной" (станции "Проспект Славы", "Дунайский проспект" и "Шушары"). Увеличение цены контракта с ОАО "Метрострой" (генеральный подрядчик стройки) связано с тем, что Смольный изначально заключил контракт с компанией на 30% ниже стоимости, предусмотренной проектом».

Изменение в тональности Смольного после сдачи критически важных для него «футбольных» станций метро резко бросается в глаза. Когда эти станции открывались, Албин вторил премьер-министру РФ Медведеву и публично хвалил Метрострой за проделанную работу. Теперь же, когда настал момент выполнять обещания, компания резко стала ему неугодна.

16 июля 2018: «Исходя из задач, которые стоят перед развитием городских транспортных систем и лимитов, которые сегодня определены губернатором на среднесрочную перспективу, потенциал и возможности подрядной организации весьма и весьма ограничены. Более того, её лихорадит, непонятна система взаимоотношений самой организации – это многослойный пирог с дочерними акционерными обществами, поэтому я поручаю вам и коллегам из комитета по транспорту подготовить предложения, связанные с тем, чтобы вовлечь в работу на строительстве метрополитена дополнительные производственные силы. Изучите опыт Москвы, посмотрите на опыт зарубежных партнеров. Быть заложником одной организации – всегда неправильно», – приводит цитату Игоря Албина издание «Фонтанка».

Дальше недовольство вице-губернатора только нарастает. Он критикует строителей, не замечая, что по сути отчитывает сам себя.

30 августа 2018 года «Обращаю внимание, что ход работ, которые мы только что посетили в рамках объезда, — неудовлетворительный, а это значит, что комитету по развитию транспортной инфраструктуры, службе заказчика и «Метрострою» необходимо осуществить очередной подвиг, чтобы в декабре текущего года выполнить поручение, данное губернатором, в полном объеме. Попытка показать, как наиболее готовую, станцию метро «Южная» меня тоже не впечатлила. Видимых улучшений я не обнаружил, мобилизации персонала нет. Вы каким образом предполагаете вводить в декабре текущего года в эксплуатацию три станции метро и депо?»

В сентябре у Албина, вероятно, забрезжила возможность подсидеть губернатора Георгия Полтавченко, и он вновь начал заигрывать с метростроителями. Известно, что метро — болевая точка Петербурга, давя на которую можно заслужить симпатии горожан. И потому мы снова слышим обещания.

11 сентября 2018 «Коммерсант» сообщает: «Проект постановления правительства Петербурга об увеличении цены госконтракта с ОАО "Метрострой" на сумму 4,2 млрд рублей одобрен, сообщили в КРТИ».

Но желанное повышение уплыло из-под носа Албина. Поэтому большую часть обещанных метростроителям миллиардов перекинули на 2019 год. У чиновников подведомственных Албину комитетов, похоже, случилась амнезия: они неожиданно забыли, как сами же рапортовали о том, что строительство Фрунзенского радиуса идет с опережением графика. В новой реальности КРТИ Метрострой виновен в срыве сроков.

29 октября 2018 года, «Новости Санкт-Петербурга» пишут: «В Смольном подчеркнули, что строительство Фрунзенского радиуса идет с отставанием с самого начала работ».

А ведь буквально в январе 2018 году у вице-губернатора не было никаких сомнений, что станции будут сданы в срок. На сайте КРТИ от 16 января 2018 года мы находим новость, где говорится:

Вице-губернатор подчеркнул: «Общестроительные работы выполнены, никакого риска, связанного с невводом этих объектов я не вижу. В основном все работы будут завершены в полном объеме к маю 2018 года».

В настоящее время в исполнительных органах власти на согласовании находятся бюджетные заявки на дополнительное финансирование работ по Фрунзенскому радиусу в размере до 4,5 млрд рублей – решение по этому вопросу должно быть принято в ближайшее время, в том числе по итогам состоявшегося 16 января объезда стройплощадок».

Сегодня на повестке дня тема расторжения контракта между КРТИ и Метростроем, а также привлечение новых компаний, которые смогут воплотить в жизнь прожекты Смольного о новых станциях метро. Однако всем, кто имеет хоть какое-то отношение к строительному блоку Петербурга очевидно, что смена подрядчика никак не повлияет на ситуацию, поскольку и заказчик, а значит и манера его работы, останутся прежними.