Индустрия развлечений в России: тренды, особенности

Какие особенности и тренды существуют сегодня на быстроменяющемся рынке развлечений, рассказывает Сергей Картинцев, операционный директор компании Anvio VR.
Сергей Картинцев, операционный директор компании Anvio VR
Сергей Картинцев, операционный директор компании Anvio VR
Сергей Картинцев, операционный директор компании Anvio VR

Рынок развлечений является одним из самых динамичных. Каждый знает по себе, насколько сильно хочется ярких эмоций и новинок. При этом русская душа просит праздника часто, в больших объемах и разнообразного. Именно это делает рынок развлечений настолько быстроменяющимся.

Особенности

Важно понимать, что Россия, особенно Москва, по характеру потребления развлечений отличается от Европы, имея больше сходства с Гонконгом или Нью-Йорком. Это выражается в том, что все новое и яркое быстро захватывает популярность большинства. В отличие от консервативной Европы, в нашей стране общество не привязано к полюбившимся аттракционам, а наоборот находится в постоянном поиске чего-то необычного и свежего.

Наша страна полна новаторов, которые спешат попробовать все новое первыми и рассказать об этом. На этом строится не только индустрия блоггеров, для которых рассказы о новинках являются по сути своей «хлебом», но и мир лидеров мнений, которые делятся отзывами и впечатлениями внутри своих групп влияния. Такое большое влияние блоггеров на предпочтения аудитории, какое имеется в России, есть далеко не во всех странах. Мы уникальны. Эта необычная черта заставляет индустрию развлечений быть максимально падкой на новинки.

Цикл жизни «интересной новинки» в России составляет примерно 2-3 года. После этого интерес к ней затухает. Ситуация выглядит примерно так: первые полгода новинка очень быстрыми темпами набирает популярность. О ней пишут простые клиенты, блоггеры и СМИ. После этого еще год общество максимально заинтересовано в этом развлечении: владельцы данных аттракционов собирают «сливки». Компании генерируют сверхприбыль, что позволяет вкладываться в дорогостоящие рекламные форматы. Вся страна завалена информацией об одном конкретном виде развлечений, который везде и всеми обсуждается. Ажиотаж на своем пике.

Следующий этап — это шквал последователей. на рынок, как правило, выходит очень много «подражателей», которые производят откровенные копии полюбившегося оригинала. К концу второго года жизни «новинки» прибыль сильно снижается. Причины тому две. Мало того, что утихает первоначальный интерес, так еще и ситуацию осложняет «атака клонов», которые обычно более дешевые и низкокачественные. Это портит ощущение клиентов от данного типа развлечений, что отражается и на всех игроках рынка.

Третий год жизни «новинки» охарактеризован всегда тотальным снижением качества. Дело в том, что компании стараются сохранить уровень дохода, минимизируя затраты. В результате ослабевший спрос делится в равных объемах между всеми игроками рынка. Доходы кратно падают, компании в ответ начинают жестоко экономить и это влечет за собой еще более негативный отзыв аудитории. В итоге выживают сильнейшие компании, которые смогли удержать качество.

По такому сценарию шла история скидочных сервисов, квестов в реальности, перформансов (квестов, в которых участвуют актеры) и иммерсивных театров.

Ключ к успеху — возможность быстрой эволюции аттракциона. И здесь важно не только стратегическое мышление руководства, которое узрит в дали надвигающийся тренд, но и техническая база. Очень сложно быстро и без большого бюджета превратить закусочную в зоопарк, автозаправку в театр, а музей в кабаре.

Тренды

Индустрия развлечений подразделяется на несколько направлений.

Первое из них — детское. Бейбибум, затронувший Московский регион, приносит свои плоды. В 2018 виден явный тренд на так называемые «детские городки». Удобный формат представляет собой детское кафе, детский фотосалон, игровой клуб, кондитерскую, парикмахерскую и прочие точки, которые находятся в едином пространстве. Это удобно и для взрослых, и для их малышей. В такой детский городок интересно ходить как с одним ребенком, так и с несколькими, так как для каждого найдется интересное развлечение.

Второе направление индустрии развлечений — это аттракционы для молодежи. Здесь доминирующей тренд — это уже достаточно явно выраженный ажиотаж вокруг виртуальной реальности. Новая технология, которая активно представлена на рынке игр, нравится публике не только в Москве, но и во всей России. Начинает подниматься волна тотального интереса к VR. Так как молодежь — это наиболее активная прослойка общества, которая полна пассионариев, то обычно развлечения, интересные ей, имеют большую известность. Не удивительно, что Спилберг выбрал именно VR темой для своего кино. И он — далеко не единственный. VR в 2018 обрело второе рождение, так как население массово узнало о том, что стоимость игры в виртуальной реальности снизилась, а качество при этом ощутимо выросло. VR — это не сидение на кресле с джойстиком в руках и с очками, которые дают тебе не очень красивую картинку. Теперь игроки свободно перемещаются по огромному пространству, одев на себя высокотехнологичные vr-очки, рюкзак и еще несколько мелких приборов. В виртуальной реальности теперь можно видеть своих друзей, с которыми ты пришел на игру, активно с ними взаимодействовать и ощущать очень реалистичные эмоции и ощущения. Это переворот рынка. Тут важно уточнить, что ажиотаж затронул именно VR нового поколения, а VR-клубы, которые предлагают сидеть в кресле и играть в старые игры, совсем не интересны аудитории.

Второй тренд среди развлечений для молодежи — это активности, направленные на здоровый образ жизни. Здесь интересно отметить тот факт, что данный тип развлечений не затрагивает какие-либо площадки или аттракционы. Общество, заинтересованное в ЗОЖ, активно использует тематические мобильные приложения. Это очень интересный тренд, который показывает, насколько широка индустрия развлечений. Она не ограничивается ТЦ и РЦ (в которых обычно расположены «детские городки»), специальными аттракционами (на пример, VR-игры). Это огромная индустрия, заимствующая все популярные технологии. Мобильный траффик сейчас огромен, большинство из нас, жителей больших городов, не отрывается от смартфона дольше, чем на 20 минут. Мир погрузился в цветные дисплеи. Третий тренд — отлично иллюстрирует данный факт. Специализированные мобильные приложения, которые говорят, когда и как тебе (именно тебе, полная персонификация!) лучше спать, что и когда есть и чем умываться, стали супер-популярны. Ты можешь запланировать пробежку по живописному маршруту в компании интересного человека, можешь узнать, в каком парке более чистый воздух и отправиться в субботу утром туда заниматься йогой. Это здорово!

Ожидания

«Детские» развлечения находятся в ожидании того, как смогут быть интегрированы игры и прочие активности с младенцами в привычные «детские городки». Это очень важный вопрос. Перспектива ответа на него даст вторую волну ажиотажа, что встряхнет отрасль в целом.

«Молодежные» развлечения ожидают нового потока технологий. Компании жаждут интегрировать в свои аттракционы возможность совместного просмотра кинолент в VR, достойных продуктов для развития киберспорта. Кроме того, огромный интерес вызывают возможности комбинирования виртуальной реальности с традиционным театром. Эта неординарная идея приходила малому числу новаторов, но их продукты по ее реализации были ужасающе-слабыми.

Уверен, что 2019 год станет крайне интересным для индустрии развлечений. Смесь высоких технологий, здорового образа жизни и детских активностей — это интересно не только с точки зрения социально-общественной, но и коммерческой. Я предполагаю, что появятся продукты, которые захватывают сразу два тренда из трех, что позволит смешать аудитории. Однако так ли это покажет лишь время.

Сергей Картинцев
Операционный директор компании Anvio VR

Источник: http://bi-school.ru/industriya-razvlechenij-v-rossii-trendy-osobennosti/