Благотворительность в законе.

24.06.2018

Год от года в пригородных электричках, на оживлённых перекрёстках, в людных местах появляется всё больше юношей и девушек в жилетках волонтёра. Активисты неистово просят финансово помочь больному ребёнку на лечение, а в доказательство недуга и адресной помощи трясут помятыми черно-белыми копиями различных документов. В тоже время подобная благотворительная активизация идёт и на просторах Интернета. В социальных сетях совсем не сложно найти информацию о детях, которые нуждаются с срочном лечении. При этом каждая подобная публикация содержит душещипательную историю и фотографию, а главное - номер электронного кошелька, либо банковской карты, куда можно перевести средства на лечение. Мошенничество или благотворительный бум? А может люди стали более чуткими к чужим бедам?

Согласно регистрационным данным у нас в стране существует около 10 тысяч благотворительных фондов. Цифра колоссальная. Но на слуху всего лишь не более десятка из них. Не секрет, что некоторые организации попросту монополизировали сферу благотворительности, превратив душевный порыв в выгодный сектор бизнеса, где, как говориться, новичков не любят. Молодым организациям, без должного покровительства «сверху», довольно сложно заявить о себе. Появляются сложности при проведении благотворительных акций и рекламных компаний, многие известные общественные деятели боятся работать с такими фондами, всего лишь из-за недавнего появления в реестре благотворительных организаций. Таким образом, уже на этапе появления молодого фонда, его сотрудники сталкиваются с недоверием и различными бюрократическими барьерами. Многие не учитывают, что молодая организация - это двигатель благотворительности в целом, новые видения и идеи, свежие подходы и стремление действовать, невероятная мотивация, которая позволила бы сделать огромный прорыв в сфере оказания помощи людям.

Благотворительность - это прежде всего любовь, желание поддержать, помочь, не оставаться безразличным к чужой беде. Помощь и пожертвования совершаются, когда люди испытывают сильные и яркие эмоции. Этими добрыми чувствами пользуются мошенники. Делается это просто: с помощью видео, фотографий или текста злоумышленники играют на самых тонких душевных нотах, а в качестве кульминации подсовывают номера банковских карт и других платёжных реквизитов. Как итог, помощь уходит в карман злоумышленнику. В этом случае в выигрыше только «благодетель» , который уходит в тень плести новые сети благотворительной аферы. Но самое страшное, что реальный человек, который нуждался в помощи, а его данные были использованы в корыстных целях, остается без поддержки. А тот, кто, возможно, впервые, решил помочь кому-то - навсегда теряет веру в добрые дела.

Существует несколько пунктов, на которые стоит обратить внимание, делая пожертвование в социальных сетях:

- Будьте осторожны, если средства собирает частное лицо, на личную банковскую карту или обезличенный интернет-кошелек (прежде всего не будет никакой финансовой отчётности, вдобавок невозможно будет предъявить претензии. Доказать, что средства были адресованы на благотворительные нужды практически невозможно)

- Если средства собирает фонд, не поленитесь и перейдите на официальный сайт организации (как правило, хватает одного взгляда, чтобы сделать определенный вывод). обратите внимание на документы фонда, которые обязательно должны быть представлены на одной из страниц сайта. Посмотрев Устав организации, вы сможете понять ее приоритетные направления деятельности.

- Проверьте изображение подопечного на совпадения в поисковой системе в Интернете (не редки случаи когда мошенники берут фото детей из социальных сетей и делают записи о заболевании. Как известно, ради лёгких денег, мошенники не чураются ничего)

- В случае, если сбор пожертвований идёт через СМС, то это практически 100% гарантия того, что организация действующая и надёжная. Зарегистрировать короткий номер может только реальное юридическое лицо, после предоставления целого ряда подтверждающих документов.

- Серьёзные организации, которые ведут действительную благотворительную деятельность, не прибегают к помощи различных волонтёров. В интернете можно найти открытые вакансии на подобную работу. Недобросовестные фонды пытаются привлечь молодежь и студентов для сбора средств, предлагая до 40% от собранных денег.

- Зайдите на страницу подопечного, как правило, там достаточно информации, начиная с обращения нуждающегося, заканчивая документами из медицинских учреждений.

- Страницу отчетности, так же не стоит списывать со счетов, сейчас многие благотворительные фонды выкладывают информацию о поступлениях на свои счета чуть ли не онлайн, стремясь показать свою открытость.

- Новости, публикации, фотоотчеты и мероприятия - все это говорит о реальной работе фонда. В конце концов, вы можете воспользоваться формой обратной связи, и вам ответят на все интересующие вопросы.

Добросовестные благотворительные фонды ведут свою работу в рамках действующего законодательства, и собирать себе на карты и кошельки вряд ли будут. Честная организация должна иметь расчетный счет в российском банке, содержание которого для фонда - это административный расход. В него же входят и оклад сотрудников, аренда офиса, покупка оборудования, затраты на информирование. По закону фонды могут тратить на свои административные нужды не более 20% от своего бюджета за год.

Благотворительный фонд - это всегда заявка на серьезность, а именно - это офис, сотрудники, мероприятия и конкретные цели, прописанные в Уставе организации.

Именно поэтому молодые благотворительные организации, имеющие амбиции и желание что-то делать, всерьез задумываются. А смогут ли они осилить подобный проект. В противном случае организация лишится свидетельства, а её руководство будет привлечено к административной и уголовной ответственности. Благотворительный фонд обязан быть прибыльным, даже на этапе своего становления. Кредитование для Благотворительных фондов - задача практически невыполнимая.

Благотворительные фонды, по своей сути, призваны быть неким связующим звеном между государством и обществом. Например, во власти фонда поднять общественный резонанс вокруг проблематики нехватки лекарств в каком-нибудь лечебном учреждении. Ресурс прямого сообщения «проблема-фонд-общество-государство», позволяет благотворительной организации сразу постучаться в главную дверь, минуя пороги кабинетов мелких чиновников. Помимо информирования, основной задачей благотворительного фонда является оказание посильной помощи подопечным людям и учреждениям. К сожалению, из-за работы недобросовестных благотворительных учреждений в обществе сложилось мнение, что большинство фондов тратят пожертвования на не целевые нужды. Только немногие понимают, что для качественной работы учреждения нужны квалифицированные сотрудники, которым нужно платить зарплату. Чтобы размещать работников, нужно помещение под офис. Чтобы сотрудник работал в офисе, необходимо оборудование. Только комплексная система менеджмента и организации приносит плоды эффективной работы. Почему-то не смущает, что кто-то зарабатывает много и никому не помогает. Для большинства до сих пор неприемлемо, что фонд может тратить деньги на рекламу и информирование в СМИ и Интернете. Только таким образом, можно привлечь большое количество бескорыстных людей, готовых помогать своему ближнему. Распространение информации о фонде и его подопечных в газетах, в социальных сетях, на радио и в телевизионных эфирах сегодня не бесплатно. Предоставление эфирного время и колонок в статье – основной вид заработка для СМИ с большим охватом аудитории. Отмечу, что в то же время есть издания и ресурсы, которые безвозмездно готовы помогать благотворительному фонду. Но таковых, увы, единицы.

Сегодня считается допустимым рекламировать практически все что угодно, но не благотворительность, которая, по сути, приходится родной сестрой бизнесу. Только цели у них разные. Предприниматель вправе положить свою прибыль в карман, а благотворительный фонд потратить средства только на реализацию уставных целей - помочь ребенку в его лечении, поддержать одиноких стариков, обеспечить инвалида необходимыми лекарствами. При этом, фонды также платят налоги, и никаких поблажек для них нет, абсолютно никаких.

Стать одним из главных индикаторов проблем в социальной сфере – вот основная задача фонда перед обществом и государством. При этом благотворительной организации необходимо постоянно создавать что-то новое и интересное, идти в ногу со временем. Задача сложная из-за того, что практически невозможно спрогнозировать отклик общественности. Страховкой в этих случаях должна выступать поддержка государства, которая должна быть доступной и равной для всех благотворительных фондов, начиная от молодых, заканчивая гигантами. Однако, прямая зависимость от государства в виде грантов, субсидирования и иной помощи, лишает фонды независимости. А это уже влечет за собой проблему развития благотворительности в целом.

Каждый жертвователь всегда задумывается над тем, какой процент от пожертвования пойдет непосредственно подопечному, а сколько организация оставит себе на административные расходы. Однако, стараясь минимизировать эти траты, чтобы не потерять жертвователя, фонд обрекает себя на молчаливое забвение. Отсюда напрашиваются несколько выводов. Прежде всего благотворительную организацию надо развивать, чтобы она смогла помогать большему количеству нуждающихся, решать увеличенный спектр социальных проблем и обращать на них внимание. Например, есть два пути развития суммы пожертвования. Первый и наиболее простой, это передать средства напрямую подопечному. В этом случае благотворительный фонд выполняет функцию банковского перевода, и ничего больше. Второй путь – позволить фонду превратить первоначальное пожертвование в сумму, которая в пять, а то и десять раз превышает исходную. А только потом передать её подопечному.