Еще раз про музыкальное образование

Недавно в одном музыкальном паблике мне попалась такая занимательная статистика: 20% детей учились в музыкальной школе; при этом 70% взрослых жалеют, что там не учились. Вот об этих 70% и пойдет речь - о тех, кто либо вообще не ходил в музыкальную школу, либо ничему там не научился.

В детском и подростковом возрасте для начинающих музыкантов рекомендация может быть только одна - посещать в музыкальной школе все без исключения занятия. Можно привести такой пример: гитаристы часто игнорируют фортепиано, хор и сольфеджио, хотя в расписании они есть. А потом он и ноты забыл, и сыграть толком не может, а спеть и подавно. Занятия сольфеджио и фортепиано закрепляют ноты на уровне подсознания.

Гитара - очень популярный инструмент. Из-за этой популярности в записи музыки для гитары существует тенденция к упрощению (табулатуры, цифровки).

Поэтому гитаристы часто не знают нот . Вы скажете, и что такого ? Ответов может быть несколько, но главное - нотная запись универсальна для всех инструментов. Если у вас есть мелодия, записанная нотами, вы можете спеть ее или сыграть на любом музыкальном инструменте, вам только нужно разобраться, как извлечь эти ноты. А если вы не знаете нот, то играть сможете в лучшем случае по слуху, а вся записанная музыка будет для вас тайной за семью печатями. А если еще и слух неразвит? Тогда вообще беда.

Итак, начинающему музыканту - маленькому ли, взрослому, певцу ли, инструменталисту - обязательно необходимо изучить ноты. В интернете существует большое количество информации на данную тему, а я лишь кратко сообщу, что входит в нотную грамоту:

- обозначения нот ( на какой линейке находятся ноты определенной высоты), диез (повышенная на полтона нота) и бемоль (пониженная)

- длительности нот ( это те самые красивые хвостики, которые все так любят рисовать), паузы

- размер (сколько и каких нот будет в такте)

- обозначения ключей и знаки в тональности. Ключи - скрипичный и басовый. Знаки при ключе - это количество диезов или бемолей в определенной тональности.

Ну и штрихи (легато, стаккато), нюансы - форте, пиано, пианиссимо и так далее - так называемая динамика (если проще, громкость игры или пения).

Все свыше этого - уже не нотная грамота, а теория музыки и гармония. Эти предметы изучают в музыкальном училище. Самостоятельно их тоже можно освоить, но тогда придется приобрести учебники, потому что в интернете, например, по гармонии информации мало, и она не всегда точная.

Допустим, с нотами вы разобрались. Что же дальше? Непосредственно практика на музыкальном инструменте (желательно, нескольких) и пение. Если в вышеупомянутых занятиях нужно соблюдать меру и "режим труда и отдыха", то есть такая дисциплина, заниматься которой можно (и нужно) постоянно, без опасности "переиграть" или "перепеть". Это - сольфеджио! Но о нем мы поговорим в следующий раз.