Первый киберпанк. Кто был первым: американцы или японцы?

11 July

Киберпанк сразу ассоциируется с Японией. И это справедливо, ибо японское общество, уже давно живет в том мире, который нам все еще кажется научной фантастикой. А сюжетные вариации на темы киберпанка у японцев приобрели невероятно вычурный характер, и ведут свою родословную годов с 60-х.

Понимаете о чем речь?

Казалось бы, война прошла, для сравнения, о каких киборгах и технологиях можно было бы говорить в СССР, да и в Европе, а Япония, сразу после войны обратилась к темам, которые станут популярными в мире, спустя не один десяток лет.

Уникальная культура.

Конечно же, никакого киберпанка не могло бы быть в Японии, не появись этот жанр в западной культуре. Уильям Гибсон, считается основателем этого жанра, он тоже опередил свое время и моду на несколько десятков вперед.

В 90-е мир увидел легендарного «Джонни-мнемоника» с Киану Ривз, который позже совсем съедет на теме виртуального мира и иллюзорности реального (просто он выбрал не ту таблетку, еще до «Матрицы»).

Киберпанк Гибсона вдохновлял японцев, но, признаемся честно, в чем, а в киберпанке, они преуспели сильнее гайдзинов.

Что же киберпанк в мире?

Пока Голливуд раскачивается, в массовом сознании этот жанр давно стал популярным, проникнув и в игры, и в музыку, и в танцы.

Эй, Голливуд! Когда мы увидим новые экранизации аниме! Весь мир уже грезит киберпанком, а нам втюхивают новых «Чужих» и а-ля «Голодные игры». Даже в «голодных играх» японцы нас гайдзинов обогнали, чего только стоит «Королевская битва». А ведь и она создавалась под впечатлением от «Повелителя мух» Голдинга.

Но у гайдзинов был свой ответ японскому киберпанковскому аниме – «Экзо-взвод». Я использую оригинальное название, так как нашим переводчикам не только хватило ума назвать сериал «Космические спасатели лейтенанта Маршалла», но и экзо перевести как эхо.

Это был настоящий ответ японскому киберпанку и, по-настоящему, толковый. Единственное, в чем он проигрывал, это в анимации. А вот общая динамика и персонажи, даже, во многом, выигрывали.

Но, кое-что кроме прозы Гибсона дало толчок японской анимации (так принято считать, по крайней мере) – «Бегущий по лезвию». Эта экранизация Ф. Дика, стала первой серьезной вехой в истории американского киберпанка.

На самом деле, хоть проза Гибсона и Дика и считаются первыми шагами в киберпанке, в Японии сериалы в этом жанре были еще в конце 60-х, начале 70-х. справедливости ради, замечу, что и проза подобного рода, появилась в те же годы.

Кроме Гибсона и Дика, я бы отметил такие вещи, в духе киберпанка, как «У меня есть рот, но я не могу кричать». Рассказ, в духе научно-фантастического хоррора, где присутствует восстание машин и модификация человека.

А «R.U.R.» Чапека?

В нем нет киберпанка, в чистом виде, однако тема человекоподобных существ или машин, их драма, была впервые описана им.

И так, где же возник киберпанк и кто в нем преуспел?

Пишите свое мнение и свои примеры в комментариях.

И да, все дружно на наш сайт и на наш канал.