Почему изучение иностранного языка в школе часто не дает результата

Почему школьных уроков чаще всего недостаточно для освоения иностранного языка? Причин для этого много. Наиболее общий ответ – сама школьная программа так построена. Это включает и учебники, и количество часов, отведенных на язык, и количество учеников в группе. Многое, конечно, зависит от учителя. Даже при несовершенстве школьной программы учитель может добиться большего. Но не всем везет с учителями.

Язык – это не теория, а практика, полный автоматизм. Мы начинаем свободно говорить на каком-либо языке, когда не задумываемся, как правильно построить фразу, хоть с точки зрения грамматики, хоть употребляемых слов. Или решаем этот вопрос очень быстро. В крайнем случае, если не знаешь какого-то слова, вполне можешь объяснить его другими словами, вы этом нет ничего страшного (если вы не переводчик))).

В обычной школе, как правило, язык учат 3-5 часов в неделю. Может, и 2, но это вообще ни о чем.

В группе 15 человек, хорошо, если класс делится на 3 группы по 10 человек. За короткий урок учитель, естественно не успевает спросить каждого. Даже если ученик все учит дома, ему негде это употреблять, это очень быстро забывается.

Приведу несколько примеров.

Существуют интенсивные курсы для отъезжающих за границу. Там за короткое время в учеников впихивается огромное количество информации – масса новых слов, грамматических конструкций (как правило, грамматика не объясняется или объясняется поверхностно, а заучиваются готовые конструкции). В голове у учеников просто каша! Но приехав в страну назначения, они замечают, что все эти полученные знания вдруг всплывают и раскладываются по полочкам. Человек начинает говорить! Если он никуда не уедет, он просто все забудет.

Можно годами ходить на курсы и очень хорошо уметь читать, понимать речь, знать грамматику, но не говорить. Потому что не было языковой среды.

Я училась в школе с углубленным изучением английского. Английский у нас был то ли 5, то ли 6 уроков в неделю с первого класса. Но мы все равно не говорили свободно. Да, могли пересказать текст, но пересказ нужно было подготовить, составить простой диалог, но опять таки не спонтанно.

А заговорили мы у университете. Потому что было нас в группе до 10 человек. И английский в том или ином виде был по 2-3 пары каждый день. Причем преподаватели говорили с нами преимущественно на английском. Это и была та самая языковая среда.

Поэтому нужно как угодно ребенку эту среду обеспечить, если хотите, чтоб он говорил. Если начать заниматься с ребенком самостоятельно, то в дальнейшем, даже при наличии репетитора, вполне можно дополнительно создавать ребенку языковую среду еще и дома, занимаясь с ним или ведя беседы.

Мой сын в первом классе учил в школе еще другой язык. Было по три урока в неделю. Я заметила, что знаний он вынес ноль к концу года. Даже слова, употреблявшиеся часто, не помнит. Учительница нашла для себя «отличный выход». Дает на уроке картинку из учебника, что-то там с ними учит хором. На дом – описание картинки. Он приходит с урока ничего не помнит, ну да ладно. Я составляю описание. Мы с ним заучиваем. На уроке все по очереди тупо рассказывают свой текст! Все. На следующем уроке совершенно новая картинка с абсолютно другими словами. Все, что училось на прошлых уроках выкинуто из головы.

Почему так нельзя? Все, что было выучено с детьми на прошлых уроках, должно тянуться из урока в урок – повторять слова, использовать их в каких-то новых ситуациях. Это должен быть снежный ком. Нужно мусолить одни и те же фразы и добавлять к ним новые. А текст нужно не пересказывать (зазубрить очень легко), а отрабатывать в виде вопросов-ответов. В такой диалог вовлекается вся группа, учитель формулирует вопросы по разному, чтобы ученик осознанно произносил фразы.

Посмотрим, какой будет учитель английского.

Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Впереди много уроков!