Советы молодого учителя, как быть на одной волне с поколением Z

31.07.2018

Поколение Z - это условное название когорты детишек (и уже не детишек), родившихся приблизительно после 1995 года. Это "цифровые ребята", которые живут в мире гаджетов, социальных сетей и VR. Для их родителей это были технологии будущего из кинофильмов. Для них - это настоящее. Поэтому нашим ученикам так легко заходит московская электронная школа (МЭШ). Здесь как раз удобно работать с мышлением этих детей.

Я знаю, что многие из этих ребят уже поймают взлет робототехеники, биомедицины и расцвет инженерии. Еще, как фанат литературы и искусства вообще, я надеюсь, эти ребята создадут совершенно новые жанры, форматы, и оставят пару параграфов в учебнике по мировой художественной культуре. Но разговор не об этом. Разговор о том, как их понимать. Потому что даже я, хотя у нас небольшая разница в возрасте, не всегда могу поймать последние треды в твиттере, мемы из соцсетей, с трудом представляю себе, кто такие Гречка и Монеточка, и пытаюсь забыть последнюю прослушанную песню "Пошлой Молли".

"Думай как преступник"

Я уже писал, что чтобы учить своих детей, я пытаюсь думать, как они, интересоваться тем, чем интересуются они, и разговаривать на общем языке.

Еще лет 9 назад я узнал о том, что у современных людей сильно изменилось мышление. В социальных науках появился термин "клиповое мышление" - люди не способны воспринимать большие и сложные фрагменты информации. Поток поступающего материала и не дает это сделать. Люди воспринимают трехминутные видео, GIF-анимацию, котороткие твиты и мемы.

Я не понимаю, как можно сломать состоявшуюся модель мышления, но пытаюсь лавировать и подавать информацию короткими, яркими кусками. Я рисую в фотошопе популярные мемы типа "Каааарл" с цитатами из Толстого. Создаю локальные мемы с понятными им категориями. У них даже есть заготовка мема со мной, как я узнал недавно. Оказывается, временами выдаю весьма нетривиальные и забавные вещи. (Вот, оказывается, что такое популярность.)

"Оценку в карман не положишь"

Я верю, что поощрять ребят нужно не оценками. Ну и не деньгами, конечно. Обычно пытаюсь играть на том, что так популярно у детей - социальная мотивация, престижная, популярность в классе. И тут мне тоже помогает рисование. Иногда я рисую мемы и вешаю их в классе (тут, правда, бывают конфликты с родителями), очень важно не переходить грань.

"Одевайтесь аккуратно по возрасту"

Девочки после 14 очень активно обсуждают внешность учителей. Стрижка должна быть безупречна, одежда куплена не в Fix Price, а лучше у популярных массовых брендов. У женщины-учителя должен быть аккуратный маникюр. А вот педагогом за 40 лучше оставить джинсовые юбки для выходных на даче.

И не переусердствуйте. Есть грань, за которой понимание превращается в панибратство. Вот она очень тонкая.