Мебель, которую оставил нам Сальводор Дали

Сюрреализм в реализме этих предметов мебели. Прервитесь и восхититесь ими!

Испанский архитектор и дизайнер Оскар Тускетс Бланка (Oscar Tusquets Blanca) был близким другом Сальвадора Дали (Salvador Dalí). Эта дружба подарила миру невероятную коллекцию мебели и почти 50-летнию историю компании BD Barcelona, которую Бланка основал вместе с другими испанскими дизайнерами в 1972 году. Сальвадор Дали был к ней причастен тоже — своим бесконечным талантом. В 1990 году BD выиграл приз European Design Design и выпустил первую коллекцию, вдохновленную работами скандального художника.

«В Испании в то время о дизайне имели мало представления, и поэтому мы решили создать BD. Это было очень наивно с нашей стороны. Сегодня мы вряд ли пошли бы на это. Дизайн, который я делаю, не является промышленным дизайном — мне совсем не нравится слово «промышленный дизайн». И мебель Сальвадора Дали не является индустриальной. Если я смогу сделать что-то из пластика, склеив его, — я счастлив. Если я смогу сделать что-то из муранского стекла в количестве пяти штук, — я тоже счастлив!» — говорит Бланка.

Первый дизайн мебели Тускетс Бланка и Дали — диван Dalilips был выпущен BD в 2004 году.

Работы Дали стали для BD источником вдохновения. Целые образы или отдельные фрагменты воплотились в предметах мебели. Как например, этот легендарный диван-губы. В самом начале своей истории (1937) он был алым, но с 2004 года он стал красоваться в розовом, белом, черном и, традиционно, в красном цветах. Из-за технологических ограничений BD Barcelona не смогла выпускать диван до 2004 года, это случилось лишь через 15 лет после смерти Дали. 

«Первый диван-губы мы сделали из пластика, который был очень недорогим. И Дали был очень взволнован. Для него пластик был фантастическим материалом из поп-арта».

Первоначально диван был спроектирован как объемная конструкция, напоминающая губы актрисы Мэй Вест — признанного секс-символа того времени. Он так и назывался «Губы Мэй Вест». Дали считал эту часть тела самой совершенной и сексуальной.

BD выпустила стол Xai в сотрудничестве с Дейролом  (Deyrolle) — таксидермистом Дали.

«С Дали никогда не было скучно», — вспоминает Бланка. «Он всегда увлекал. Был блестящим и таким выдающимся». Однако, прежде чем познакомиться с ним, Тускетс подозрительно относился к художнику. «Мы думали, что он связан с испанским военным диктатором Франсиско Франко, которого отличали фашистские наклонности».

Но их встреча изменила предположения. Тускетс был юн и только начал свои первые проекты. Дали обожал архитектуру и на одной из выставок подошел к Бланко, чтобы похвалить его за хорошее начало. Это был 1968 год, который молодой архитектор запомнил на всю жизнь. 

Дизайн стола был вдохновлен картиной Дали «Проект внутреннего убранства библиотеки-хлева».

Как-то Дали пригласил Бланко на одну из своих вечеринок, полную «красивых людей, артистов, битников». «После двух часов пребывания там я совершенно изменил свое мнение», — вспоминает Тускетс. «Он был самым захватывающим и умным человеком, которого я встречал в своей жизни».

Еще один предмет мебели BD и Дали —  латунное кресло на высоких каблуках под названием Leda. 

Благодаря трем ножкам и тяжелым весу стул Leda является, скорее, произведением искусства, чем функциональным предметом мебели.

Картина Дали «Женщина с головой из роз» стала вдохновением для производства стула Leda.

Последняя совместная работа — «Невидимый персонаж» — мохнатое кресло, адаптированное из картины «Сингулярность», 1935 года. Оно изготовлено из тибетской овечьей шерсти.

Художник назначил Бланко одним из 12 покровителей Фонда Гала-Сальвадор Дали. Только эта организация подтверждает подлинность его картин. 

За последние 40 лет индустрия дизайна изменилась, прежнее массовое производство потерядо свое очарование. «Я бы хотел, чтобы мебель Сальвадора Дали была только ручной работы. Иначе ее наштампуют в Китае», — сказал Оскар Тускетс Бланка.