Истинное место Аллы Пугачевой на советском музыкальном олимпе

6 August

Попытка анализа феномена Аллы Пугачевой вызвала такие ярые споры, что автор счел необходимым продолжить тему и пояснить свою позицию более четко. Тем более, в комментариях со сторон как противников ее творчества, так и поклонников, нередко встречались оценки, с которым я категорически не могу согласиться.

Итак, я не собираюсь сравнивать Пугачеву с Бузовой, Монеточкой и какими-либо еще СОВРЕМЕННЫМИ певицами и деятелями шоу-бизнеса. Во-первых, противопоставление АБП и вышеупомянутых персонажей есть ложная альтернатива, элемент манипуляции сознанием: выбор гораздо шире, и не ограничивается между плохим и и очень плохим. Почему-то поклонники не сравнивают Пугачеву с Долиной, которая, не взирая на возраст, все еще в голосе, поет живьем, и ее даже приглашают в мюзиклы!

Во-вторых, я вообще не рассматриваю Аллу Борисовну СЕЙЧАС как певицу. Она минимум 20 лет уже как не поет (хотя и дает концерты), а варится и существует в мире российского шоу-бизнеса как некий типаж, который, как и пресловутая Бузова, держится на пиаре и скандалах. Откройте прямо сейчас Яндекс "Алла Пугачева новости". Что там? "Галкин разводится с Пугачевой", "Пугачева не отрицает развода с Галкиным", "Косметолог заподозрила Пугачеву в увлечении пластикой", "Пугачева зажгла в коротких шортах на вечеринке", и пр., и т.п.

Вы не найдете новостей о творческой деятельности Аллы Борисовны за последние месяцы а то и годы - их нет!

Рассуждения предыдущей статьи касались творчества Пугачевой ПЕРИОДА ЕЕ РАСЦВЕТА и бешеной популярности времен СССР.

В конце 70-х - начале 80-х годов 20 века Алла Пугачева была на пике. И я была одной из самых горячих ее поклонниц. Сейчас, по прошествии времени, взгляд на ее творчества стал более осмысленным и трезвым.

И потому, сравнивая ее с певицами тех лет, сейчас приходит понимание, что: да, была интересна, талантлива, местами оригинальна, но не Великая, не Самая - как пишут многие ее поклонники. И свое мнение я логически обосновала (см. предыдущую статью), а не просто выдала эмоциональный пассаж.

И это я в прошлой статье еще не упомянула Анну Герман, Валентину Толкунову и Ирину Понаровскую, которые блистали наравне с Пугачевой, но некоторые слушатели незаслуженно ставят их ниже АБ.

Например, Понаровская выиграла Сопот с песней "Мольба" в 1976 году. Я смотрела запись, меня она поразила в самое сердце - красота, голос, песня! Ирину Понаровскую в Сопоте бисировали 9 раз (!!). В 1976 г. в ГДР и Польше Ирина затмила Пугачеву, "взявшую" эти страны год назад с "Арлекино".

Интересный факт: в 1979 году проводился прямой эфир с космонавтами с космической станции, и они могли выбрать любого артиста к себе в гости. Космонавты единогласно выбрали Ирину Понаровскую.

Если сравнивать Аллу Пугачеву с Валентиной Толкуновой, то, следует признать, что АБП тут не дотянуться, как ни старайся. А она старалась и даже иногда включала в репертуар народные песни или старые советские шедевры ("На тот большак, на перекресток"). Естественная народность Толкуновой, уникальный тембр, гармоничность всего образа первой русской красавицы советской эстрады не имела ничего общего с натужными "осовременными" вариациями Пугачевой, более того, выдавали слабость популярной певицы в этом жанре.

Анну Герман я вообще ставлю на недосягаемую высоту. Как Магомаева среди мужчин.

Хотя Герман принадлежит к более старшему поколению (на 13 лет старше АБП), более молодой Пугачевой не удалось дотянуться до уровня этой уникальной певицы. Эта советско-польская певица спела, вроде бы, не так много советских хитов, но каждый из них имел просто феерический успех. Она сумела наполнить женской тоской чисто мужскую песню "Надежда", придать романтичность мелодраматичной "Когда цвели сады". Ей не нужно было эпатировать для того, чтобы добиться популярности. Все сильные чувства она могла передать голосом, сдержанной мимикой, скупыми жестами. Ее невероятный "шелковый" тембр действовал на публику магически. Что касается ее международного признания, Герман имела победы не только в Сопоте, а в Монте-Карло, Сан-Ремо, Неаполе, Виареджо, Каннах.

Итак, я утверждаю, что музыкальный Олимп советской эстрады конца 1970-х - начала 1980-х годов был не троном с одной певицей, а площадкой, на которой тесным кругом стояло несколько вокалисток (если мы говорим о женщинах).

Это Толкунова, Герман, Пьеха, Сенчина, Ротару, Пугачева. К ним тесно приблизились тогда же Понаровская, Вески, Рымбаева. Чепрага.

Влет популярности Аллы Борисовны ничуть не означает. что она была профессиональнее остального музыкального окружения. Доводы поклонников - "а кто мог бы лучшее АБП спеть то-то и то-то" не выдерживают критики. Да уж поверьте, если бы те хиты, которые пела она, попали к другим, многие певицы смогли бы очень интересно их исполнить. Да, по-своему, но смогли б. А вот хватило бы таланта и мощи у Пугачевой исполнить "Мой милый, если б не было войны" так, как спела Толкунова? Вызвала ли слезы вариация АБ "Баллады о матери", которую с большим успехом исполняла Ротару? Кто может проникновеннее Рымбаевой спеть "Как много лет во мне любовь спала"? И т.д.

А вот теперь несколько отрывков из "Песня-78" и "Песня-79", можете прослушать и решить, кто здесь выдающийся, и у кого хипы лучше.

Читать еще:

Алла Пугачева - самая переоцененная певица СССР