"Мыльные пузыри" режиссера Александра Сокурова

13 November 2020

После заметки о Тарковском которого я посмела назвать "голым королем" отечественного кино - потому что многие не принимают и не понимают этого режиссера, но молчат, придавленные авторитетными мнениями "элит" – а не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира решила написать я про Александра Сокурова. Ибо, если Тарковского я частично принимаю, и считаю, что талант был, но он его "увел не туда", увлекшись экспериментами с формой, то Сокурова я считаю воинствующей бездарностью.

Да-да, именно так. У него не фильмы - а мыльные пузыри, которые лопаются от соприкосновения со зрителем, не желающим ни за какие коврижки смотреть его якобы фильмы.

Первое мое познание режиссера Сокурова состоялось в далеком 1987 году, когда я в предвкушении эстетического наслаждения и, может даже катарсиса, пошла на фильм разрекламированного режиссера "Скорбное бесчувствие". Имена актеров внушали доверие, а особый интерес - участие в картине звезды балета Аллы Осипенко и хореографа Дмитрия Брянского. И что же? Я и сейчас испытываю злость, как вспомню этот фильм, который досмотрела до конца даже не знаю как. Остальные зрители почти все покинули зал. Набор абсурдных сцен, полусумасшедших героев. Хихикающие возле трупа женщины с лесбийскими наклонностями (да-да, в 1987 году, в СССР!), воодушевленный смертью врач: "я сейчас его вскрою, как консервную банку!" и т.д, и т.п.

"Мыльные пузыри" режиссера Александра Сокурова

Фильм якобы снят по пьесе Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца". Признаюсь, до поделки Сокурова я эту пьесу не читала. Сразу после фильма специально взяла в библиотеке. Прекрасная драма, как и все, созданное Шоу. Читаешь - не оторваться. И фильм "Скорбное бесчувствие" к этой пьесе не имеет никакого отношения.

Еще более ранний фильм Сокурова - "Одинокий голос человека" (1978 г.). Он снят по мотивам повести Андрея Платонова "Река Потудань". Вышел на экран только в 1987 году - так как после того, как он был снят на учебной студии ВГИКа, картину "приговорили" к уничтожению. Но контроль в СССР был вовсе не тотальный, поэтому пленка сохранилась, и в Перестройку "Одинокий голос человека" вышел на большой экран. Благо безысходная атмосфера фильма очень соответствовала социальному заказу того времени очернить советскую историю.

"Мыльные пузыри" режиссера Александра Сокурова

Не будем о сюжете, который режиссер опять переделал под себя (по мотивам!). Но даже форма подачи, кадры каковы! Вот отец спрашивает вернувшегося с фронта парня - всех ли перебили буржуев. Мы слышим слова, но не видим говорящих. Потому что в кадре - яркое окно с колыхающейся занавеской, свет падает на плечо отца, но не на лицо. Сын вообще стоит спиной к камере. Или - сын просыпается, садится в кровати. И запрокидывает голову назад, чтоб взглянуть в окно - несколько секунд мы лицезреем крупным планом кадык и острый подбородок. И так весь фильм. Диалоги полубесчувственными голосами людей, находящихся будто при смерти, на фоне ползущей по стене камеры.

Почему после этого Сокуров остался в обойме профессиональных режиссеров - я не знаю. Судя по его официальному списку фильмов, в советское время он успел после 1979 года снять еще 21 фильм.

А уж как он развернулся в 1990-е! Когда другие кинематографисты - всенародно известные и любимые - сидели без работы и без денег. За 10 лет - 15 фильмов. В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии Сокуров был включен в число ста лучших режиссеров мирового кино. О как!

Ну, посмотрим, что же такое было в "творчестве" Сокурова с эти годы, для многих его коллег ставшими смертельными.

Например, двухсерийный "Молох", 1999 год. Фильм начинается с голой бабы, толстоватой по современным стандартам, но в принципе, ничего так. Она встает, открывает громадные двери. При этом кадр специально кривой, стены получаются косыми.

"Мыльные пузыри" режиссера Александра Сокурова

Бабенка потягивается, делает неловкое "колесо", ложиться на какое-то кресло-раскладушку. И далее в стиле Тарковского-Сокурова: кадр замирает. Голая баба лежит минуту, и ничего не происходит. Потом любуется на свои ноги (или пресс качает?). В общем, блуждает она на фоне тяжелых каменных стен минут 5, в какой-то момент мы видим ее как бы в бинокль. Потом в своей спальне берет в руки коробочку со свастикой, открывает ее и целует размещенную там фотографию. Тут мы должны понять, что дело происходит в Третьем Рейхе. Все действие картины тянется в каком-то замке, где долго и нудно показывают бытовую жизнь Гитлера с Евой Браун. Герои фильма спят, едят, беседуют. Длительные речи Гитлера. Иногда делаются попытки показать Гитлера и окружение комично, карикатурно. Но не убедительно. Символизм в виде громадного серого замка среди густого тумана, наверное, должен подчеркнуть тоталитаризм и его крах, несмотря на кажущуюся основательность замка-рейха. Пардон, но 2 серии этой мути досмотреть не смогла.

"Мыльные пузыри" режиссера Александра Сокурова

В 2015 году Александр Сокуров снял на деньги европейских продюсеров "Франкофонию". Тема взята выигрышная - спасения ценностей Лувра в годы немецкой оккупации. Признаюсь, видела только трейлер. Но из прессы вдруг узнаем, что Сокуров, не смотря на имя и авторитет, этим фильмом достал и иностранных продюсеров. Самовольно изменил название фильма, зачем-то обильно напихал в фильм о Второй мировой Наполеона.

"Мыльные пузыри" режиссера Александра Сокурова

И в целом, качество картины давателям денег настолько не понравилось, что они отказались везти его в Канны и Венецию. Сокуров пропихнул фильм на Венецианский фестиваль только благодаря тому, что - лауреат этого фестиваля и имел право выдвинуть картину от своего имени.

Несмотря на солидный список созданного Александром Сокуровым не имею никакого желания смотреть что-то еще из его "наследия". Как говорил Бернард Шоу - чтобы понять, что яйцо тухлое, необязательно есть его целиком".

Читать еще:

Эпатаж как кратчайший путь к успеху

"Это как Тарковский, только интересно"

О кино и "хрусте французской булки"

"Бабло". Черный юмор о России нулевых

Три самых правдивых фильма о войнах на окраинах России