ПАРКЛЕТЫ. Как люди отвоёвывают место у автомобилей

Современные городские общественные пространства не перестают удивлять инновациями. Одной из них стал "Парклет". Что же это такое?

Как говорит «Википедия», парклет — это «небольшая зона отдыха в крупных городах, в частности деловых районах, являющаяся продолжением тротуара, которая устанавливается на автомобильных парковках, занимая несколько парковочных мест». Звучит необычно, не правда ли? Однако у самых пытливых наверняка появились вопросы:

Почему парклеты появляются на автомобильных парковках?

Почему именно в крупных городах и деловых центрах?

Почему именно как продолжение тротуара?

Для ответа на эти вопросы давайте углубимся в историю их появления.

Сан-Франциско. Жара. Нулевые…

Жаркий Сан-Франциско, конец нулевых годов 21 столетия, 30 градусов по Цельсию в тени, и вы бодро спускаетесь по крутой узкой улочке, плотно застроенной с двух сторон милыми домиками. Вы смотрите вдаль на линию океана и радуетесь жизни. Казалось бы, ничто не способно вас расстроить. Однако резкий спуск заканчивается, и начинается не менее резкий подъём в гору. «Ничего, — думаете вы. — за подъёмом опять будет спуск, так что можно и потерпеть. Зато какие виды вокруг: можно гулять и гулять! Кайф!». И действительно, горка снова переходит в спуск. Затем — снова горка, и так далее… В какой-то момент это начинает вам надоедать, ноги устают, и хочется куда-то присесть. Но где можно отдохнуть на узкой улочке? Редкие скамейки заняты такими же уставшими прохожими, а в кафе вы были всего полчаса назад — что мне там делать?… Нет, эта прогулка уже не так прекрасна!

Примерно в такой атмосфере и родилась идея первого парклета — удобного общественного некоммерческого места отдыха в местах, в которых для этого самого отдыха нет никаких условий.

Что же понимается под отсутствием условий? Давайте по пунктам:

  • Узкие застроенные улицы. Это основополагающее правило для появления парклета — он появляется там, где тесно, где не хватает места для удовлетворения потребностей ВСЕХ участников уличного потока. Парклет появляется там, где поток людей с одной стороны зажат зданиями, с другой — автомобильным движением. Если эти условия не соблюдены, то зачем делать парклет, когда можно организовать бульвар или сквер?
  • Высокая автомобилизация улицы. Этот пункт вытекает из первого. Для появления парклета должна присутствовать дискриминация интересов пешеходов интересами автомобилистов. В этом контексте, парклет — это отвоёвывание территории пешеходами у автомобилистов. В подавляющем большинстве случаев, отвоевывются стояночные места.
  • Большой поток пешеходов. Парклет — это всегда продолжение тротуара, он «вываливается» за него, и делает он это потому, что на тротуаре не хватает места для организации небольшой рекреационной зоны.

Однако вернемся к истории. Идея очень быстро понравилась горожанам, и она начала активно развиваться: парклеты росли в городе как грибы после дождя. Их появлению способстовали:

  • Общественные организации в сотрудничестве с муниципальными властями. Городские активисты, почти всегда выступающие за появление новых общественных пространств, вцепились в эту идею и начали ее активно лоббировать, устанавливая новые парклеты по всему городу.
  • Бизнес-организации. Бизнесмены быстро смекнули, что общественная зона возле их точки наверняка приведет к ним новых клиентов. Так и случилось. В среднем, парклет, находящийся около кафе, увеличивает его посещение на 20%. Происходит это не во всех случаях, и для достижения таких показателей выведен целый комплекс необходимых мер, начиная от больших окон самого кафе, заканчивая…. впрочем, это тема для отдельной статьи. В общем, бизнес-объекты начали лоббировать появление парклетов около своих заведений, часто финансируя их строитетельство.

Покорение мира

Довольно скоро парклеты вышли за пределы Сан-Франциско. Их появлялось все больше и больше по всему миру, и архитекторы давали волю своей дизайнерской мысли. Еще бы, где же еще можно оторваться, как не на малой архитектурной форме, позволяющей творить дизайнерские чудеса? В результате города заполонила интересная качественная «мини-архитектура», преобразив улицы, сделав их дружелюбнее и уютнее.

Вскоре обилие парклетов предоставило возможность урбанистам вывести между ними определенные закономерности, выявив общие черты среди них. Итак, оказалось что:

  • Парклеты производятся преимущественно из дерева. Выбор этого материала обусловлен тем, что парклет, являясь постоянной конструкцией, все же должен был оставаться мобильным и доступным для демонтажа и переноса в любой момент. Кроме этого, дерево — это природный материал, любимый горожанами (в силу его дефицита на оживленных узких бетонных улицах).
  • Парклеты активно озеленяются. Являясь частью парадигмы зеленого, уютного, доступного горожанам, дружелюбного города, парклеты не мог обойти тренд на зелень. Тем более, повторимся, среди камня и бетона дефицит природных вещей чувствуется особо остро.
  • Парклеты оборудованы местами для сиденья.
  • Парклеты занимают от одного до трёх парковочных мест. Но не более. Их не делают слишком длинными, так как это убивает саму идею оазиса в зажатом пространстве.

Парклет и уличное кафе — в чем разница?

Как уже было сказано выше, инициаторами установки парклетов выступали либо городские власти вкупе с общественными активистами, либо бизнес. И если первые при выборе места для установки, как правило, руководствовались рекреационными потребностями горожан на данной конкретной территории, то главная задача бизнеса заключалась в увеличении посещаемости своих заведений. В этой корысной цели нет ничего плохого, за исключением одного: в некоторых случаях начала стираться грань между понятиями «парклет» и «уличное кафе». Однако уличным кафе все же не удалось поглотить это новое явление, и вот почему:

  • Парклеты устанавливались не только ресторанами и кафе. К установке этих объектов также проявили внимание, к примеру, книжные магазины. Как оказалось, прохожему, купившему газету, было приятно узнать последние новости, сидя при этом в уютном деревянном озелененном оазисе. Кроме того, парклеты устанавливались предприятиями питания, не являющимися полноценными кафе — лавками мороженного и кофейнями, к примеру. В общем, если часть парклетов и стала подобной уличным кафе, то большая из них все же осталась самостоятельным явлением, так как окружающая городская среда не была предрасположена для их поглощения.
  • В психологии людей парклет отождествлялся как самостоятельная рекреационная зона. Люди не видели в нем продолжения кафе, не считали, что они обязаны что-то заказать поесть за право посидеть в парклете.

Выводы

Парклет — это относительно новое, но занявшее уверенные позиции явление в урбанизме. В будущем эти оазисы будут только развиваться, покоряя новые города, в том числе и на просторах бывшего СССР.

При этом следуюет отметить, что парклет — это не искуственное явление, которое можно насадить, чтобы «осовременить» город и сделать его более европейским. Нет! Парклет — это естественная реакция городского организма, возникающая при определенных обстоятельствах.

Во-первых, должна быть сформирована определенная городская среда, в частности высокая плотность пешеходов, их дискриминация автомобилями и т.д.

Во-вторых, в местах их появления должен быть развит бизнес. Да, появление парклетов не обязательно обусловлено этим фактором — «оазис» могут поставить и общественные активисты. Однако все же подавляющее большинство парклетов — это результат взаимодействия с бизнесом в разных формах: либо он ставит парклеты, либо посетители парклетов пользуются его услугами — не важно. Важно то, что парклет и бизнес прекрасно дополняют друг друга.

В-третьих, появление парклетов — это еще и проявление уровня культуры и зрелости конкретного городского сообщества. Данное явление способно появиться только там, где люди понимают важность общественных простраств, а также то, что они приносят больше пользы чем автомобильные стоянки. К сожалению, далеко не в каждом городе жителям можно объяснить, чем парковочное место, удовлетворяющее потребность одного человека, менее выгодно для города, чем парклет, способный удовлетоврить потребности сотен людей.