DOT – 3, DOT – 4, DOT - 5, DOT - 5.1 различия и сходство.

Тормозные жидкости принято различать по классам и величать аббревиатурой американского Департамента транспорта (Departament Of Transportation). Именно этот департамент разработал в свое время основные требования к тормозным жидкостям. И сокращенная аббревиатура его стала именем нарицательным для разных классов тормозных жидкостей.

Естественно, что американская система не единственная, но так как она признана во всем мире, то и классификацию тормозных жидкостей было решено стандартизировать по ней.
Естественно, что американская система не единственная, но так как она признана во всем мире, то и классификацию тормозных жидкостей было решено стандартизировать по ней.

Тормозная система, пожалуй, относится к наиболее жизненоважным и одновременно чрезвычайно нагруженным системам автомобиля. Поэтому от качества и эффективности работы всей системы зависит и безопасная эксплуатация автомобиля. Тормозная жидкость в этом нам может или помочь, при правильном обслуживании, либо усугубить негативные последствия, при игнорировании интервалов замены тормозной жидкости.

Если говорить о предназначении тормозной жидкости, то это, безусловно, создание необходимого давления в системе, что бы усилия хватило бы, для сведения тормозных колодок, при любых условиях и в любом количестве за небольшой промежуток времени. Новая тормозная жидкость, практически не имеет такого свойства, как сжимаемость и поэтому идеально подходит для передачи усилия по гидравлической системе торможения.

Но со временем, из – за своих физических свойств, а именно постепенного насыщения влагой (гигроскопичность), тормозная жидкость теряет свое основное рабочее свойство – температуру кипения, которая, в следствии наличия влаги, резко падает.

Необходимо так же, что бы тормозные жидкости защищали систему от коррозии, оставались достаточно текучими в мороз, максимально долго не насыщались влагой и пузырьками воздуха.

На данное время выведено 4 класса основных тормозных жидкостей, которые различаются не только по номеру, но есть в их составе и жидкость сделанная на принципиально другом составе.

DOT – 3, DOT – 4 и DOT – 5.1 это жидкости сделанные с применением гликолей и полиэфиров, они схожи по составу и могут бы добавлены в друг друга по принципу «более высокого класса жидкость добавляется в более низку, но не наоборот». То есть, если у вас залит DOT – 3, то можете без вопросов при необходимости добавить в нее тормозную жидкость класса DOT – 4, при этом категорически нельзя в DOT – 4 добавлять жидкость DOT – 3. Внимание: класс жидкостей DOT – 5 сделаны на основе силикона и добавлять в нее жидкости DOT -3, 4, 5.1 нельзя ни при каких условиях. В свое время именно из – за цифры 5 в обозначении тормозных жидкостей возникла немалая путаница. Отведя под класс DOT – 5 жидкости на силиконовой основе, сертификационные органы внесли сумятицу в стройный последовательный ряд. Кроме того, существуют жидкости для автомобилей с системами ABS, что обозначено на их этикетке. Надо отметить, что такой показатель, как температура закипания в тормозных жидкостях имеет два параметра: 1. Новая или «сухая» 2. «Увлажненная». Различаются по соотношению наличия влаги в жидкости, при котором падает температура кипения. Можно сказать, что достаточно 3% влаги, что бы тормозная жидкости уже стала небезопасной. При торможении часть тепла отводится именно тормозной жидкостью и если новая «сухая» выдерживает температуры от +200 С, то «увлажненная» закипит уже при температурах гораздо более низких. А если при интенсивных торможениях влага в тормозной жидкости закипит и превратится в пар, то гидравлика тормозной системы, в лучшем случае сработает очень вяло, в худшем – педаль тормоза просто провалиться без передачи усилия к колодкам. Эти два параметра необходимо учитывать при приобретении.

Рассмотрим каждый класс тормозной жидкости отдельно, выделив их достоинства и недостатки.

DOT – 3 к достоинства можно отнести дешевизну, по сравнению с другими классами, достаточно неплохие рабочие характеристики, неплохую прокачиваемость в низкие температуры. Недостатков, к сожалению больше. Это и самая быстрая насыщаемость влагой, агрессивность к резиноуплотнителям и автомобильной краске, малый срок службы.

DOT – 4 за счет введения в состав специальных компонентов, гораздо дольше насыщается влагой, высокая температура кипения «сухой» жидкости, выше потребительские качества, средняя стоимость самой жидкости. К недостаткам можно отнести практически все те же свойства, что и у DOT – 3, но времени что бы потерять рабочие характеристики DOT – 4 понадобиться несколько больше.

DOT – 5.1 это наиболее современная тормозная жидкость, сделанная по классической технологии. Температура кипения самая высокая в классе, а время насыщения влагой гораздо больше, чем у младших соклассников. Устойчива к интенсивным нагрузкам и долго сохраняет свои рабочие свойства. При низких температурах хорошо прокачивается по системе. Но так же агрессивна к краске и имеет высокую стоимость.

DOT -5 это совершенно отдельный класс жидкостей на силиконовой основе. Из потребительских свойств надо отметить: хорошую прокачиваемость при минусовых температурах, отличные рабочие характеристики, высокую температуру кипения, нейтральность к резиноуплотнителям и автомобильной краске, долгий срок службы. Можно было бы сказать, что силиконовые тормозные жидкости почти идеальны, если бы не ряд недостатков. Недостатки надо рассмотреть еще более подробно. В первую очередь, отсутствие возможности впитывать влагу приводит к ее скоплению, через какое то время, в определенных рабочих зонах системы, что может вызывать локальные очаги коррозии. Этот же недостаток может привести к перемерзанию некоторых участков системы в зимний период. Кроме того, силиконовая тормозная жидкость имеет неприятно свойство, называемое аэрация или говоря проще, насыщение пузырьками воздуха, что делает невозможным ее применение в системах оборудованных ABS.

Напоследок немного об интервалах замены жидкости. На практике замечено, что насыщение влагой тормозных жидкостей происходит через два – три года использования. Процесс достигает максимально допустимых значений, как раз между двумя и тремя годами эксплуатации тормозных жидкостей. Что бы быть полностью уверенным в рабочих характеристиках жидкости и тормозной системы в целом, я предложил бы менять жидкость в весенний /осенний период на третий год эксплуатации. Процедура недолгая и не сильно затратная, а польза от нее неоспоримая.

Оригинал статьи: http://good54.ru/articles/291637

Если вам понравилось, поддержите канал лайком и подпиской.