Как перестать тушить пожары и начать управлять своей пиццерией

Часть 1

С завидным постоянством ко мне обращаются за помощью коллеги по цеху, которым приходится рвать свою задницу на британский флаг, чтобы их пиццерия или сушильня на доставку функционировала хотя бы «как получится», а не «как надо».

Мой опыт такой работы можно описать одной красноречивой картинкой:

Что происходит в каждой первом заведении доставки, открытом непрофессионалом? В силу атмосферы недоверия в стране в целом наши сотрудники не видят в нас привлекательного работодателя, поэтому приходят просто отработать свои часы и получить за это деньги. Естественно, чем меньше они за эти деньги будут работать, тем лучше для них, поэтому любые наши требования по выполнению обязанностей или, тем более, их расширения будут натыкаться на жесткое сопротивление. «Я не буду это делать» «Это не входит в мои обязанности» «Мне об этом на собеседовании не говорили» Знакомо? По моему опыту это приводит к тому, что мы пытаемся уговорить сотрудника делать то, что ему не хочется. В зависимости от того, как его воспитали родители, сотрудник или начинает это выполнять с мотивацией «ну меня же попросили», или же начинает саботировать, выдумывая десятки причин в свою защиту. Любом из приведенных вариантов система не работает - в первом случае при смене сотрудника процесс уговаривали нужно начинать сначала, во втором случае она просто не работает. Причем обратите внимание, самое страшное не в том, что процесс не работает - самое страшное в том, что ваши сотрудники начинают управлять вами. Для чего вы вкладывали в свою пиццерию время, силы и деньги? Чтобы вами манипулировали ваши подчиненные? Не думаю.

Что нужно делать в этой ситуации? Сейчас я убежден, что для снижения остроты проблемы «хвост виляет собакой» нужно зафиксировать на бумаге функциональную структуру, отталкиваясь не от человека, а от функционала процесса.

У меня это выглядит вот так:

И вот, например, блок финансов

Ваша задача на первом этапе составить структуру так, чтобы она через год была максимально актуальной и, это важно, подвергалась масштабированию. С точки зрения такой функциональной схемы не должно быть большой разницы между предприятием с одним заведением и десятью филиалами.

Прекрасно понимаю ваше недовольство моей идеей сейчас «зачем мне эта бюрократия?», «мне пока это не нужно, у меня 3 человека работает», «у меня все есть в голове», «это неприменимо для меня», мне самому понадобилось долгих 4 года для визуализации первой схемы. Поверьте мне, а лучше проверьте на себе, при вдумчивом составлении такой схемы вы найдете кучу косяков, дублирования функционала и прочих недостатков своего заведения. На выходе вы получите прозрачную работу пиццерии как для себя, так и для сотрудников.

Давайте подытожим заметку:

  • Сотрудники стремятся ничего не делать и управлять вами
  • Вы должны управлять своим заведением
  • Для управления нужна структура и вы должны ее составить