дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Комиксы: "Представьте себе!"

17 August 2018

Сообщество "Geektar" в ВК.

Обыватели, неглубоко знакомые с комиксами, считают их разновидностью детской развлекательной литературы. Профессионалы, работающие с рисованными историями постоянно, понимают, что комиксы — это отдельный вид искусства. Но даже они не избавлены от социального давления. Образ низкосортной и несерьезной литературы, помимо очевидных репутационных проблем, заставляет российских комиксистов избегать жанра, стоявшего у истоков — пародии. Как и комиксы, пародийный жанр не воспринимается людьми всерьез, ведь он кажется очень простым — берешь объект и высмеиваешь его. Однако качественную пародию создать гораздо сложнее. Хорошая пародия с уважением относится к оригиналу, сохраняет его значимые элементы, но переосмысляет их. Сущность пародии — добавление в знакомый нарратив неожиданных, но адекватных оригиналу деталей, создающих комедийный эффект. Примером смелой и качественной пародии, по моему мнению, является книга «Представьте себе!» российского сценариста Глеба Липаткина.

«Представьте себе!» — это сборник из двух ван-шотов, пародирующих классические детские произведения — песню «В траве сидел кузнечик» и сказку «Муха-Цокотуха». Они значительно отличаются друг от друга по стилю и тону, поэтому и рассказывать о них стоит по отдельности.

Сюжет первого ван-шота, «Трава в “Дровах”», прост: в придорожный бар «Дрова» прибывает Кузнечик. Он заказывает миску травяного салата, желая отдохнуть и перекусить. На беду, за соседним столиком «культурно отдыхает» огромный самец лягушки, привыкший жить в роскоши. Воспринимая Кузнечика как деликатес, он набрасывается на него. Завязывается потасовка, из который только один выйдет победителем.

Как можно заметить, сюжет достаточно точно следует первоисточнику, и чтобы понимать шутки, отпускаемые Кузнечиком, необходимо быть знакомым с оригинальным текстом. В то же время наполнение истории сильно отличается. Кузнечик, одетый в рокерскую кожанку и знакомый с боевыми искусствами, уже не выглядит жертвой обстоятельств, он действительно главный герой своей истории. В образе Лягушки представлен портрет типичного «хозяина жизни», считающего, что все вокруг можно купить. Схватка Лягушки и Кузнечика — это не просто борьба между хищником и жертвой, это противостояние панк-идеологии и бесцеремонного потребительства.

Хотя история разворачивается всего на 11 страницах, автору и художнику удается создать проработанный и логичный мир. К примеру, очарователен образ хозяйки бара, Богомолицы, пережившей множество мужей и твердо убежденной в том, что «все самцы одинаковы». Художнику хочется спеть отдельные дифирамбы. Дмитрий Иванов в основном специализируется на фан-артах на произведения и персонажей Большой двойки, сочных и анатомически правильных. В изображении насекомых он раскрывает новые грани своего таланта, не забывая рисовать им по шесть конечностей. Комикс выдержан в намеренно простом, газетном стиле, с дерзкими линиями и минимумом штриховки, и залит чистыми оттенками красного, зеленого, голубого и желтого. При этом дизайну персонажей и проработке окружения уделяется большое внимание, благодаря чему читатель легко погружается в этот мир. Мне кажется, что своими иллюстрациями Иванов хотел скорее поддержать историю Липаткина, чем привлечь к себе внимание, что стоит считать важным достоинством.

Второй ван-шот, «Восхищение века», в меньшей степени связан с оригинальным произведением Чуковского. Хозяйка трактира «Самовар», муха Майа, похищена с празднования своих именин. Комар Костя, трясущийся от ужаса, но полный решимости спасти Майу, в которую влюблен с детства, рвется ей на помощь, однако обнаруживает, что девушка в ней не нуждается: Паук связан, а Майа, от души веселясь, предлагает устроить Косте экскурсию по пещере разбойника. Муха не воспринимает Костю всерьез, но появившиеся из ниоткуда призрачные слизняки заставляют их сражаться плечом к плечу, и между молодыми «людьми» пробегает искра взаимного интереса.

Написанная в жанре романтического фантастического приключения, история добавляет несколько важных штрихов вселенной «Мухи-Цокотухи». Главные герои живут в мире победившего матриархата: сестра Кости служит в комарином полку, за безопасность граждан отвечает пчелиная кавалерия, да и сама Майа независима и хорошо владеет мушкетом. Хотя действие разворачивается в начале XX века (в комиксе присутствуют старомодные речевые обороты и используется «ять»), муха носит брюки и изящное пальто в мужском стиле, коротко пострижена и имеет активный, деятельный характер. Костя, напротив, робок и скромен, боится знакомиться с девушками и больше разбирается в музыке, чем в оружии.

Как и в первом рассказе, мир комикса проработан тщательно. Помимо любопытных деталей матриархального мира, автор умно обыгрывает способность комаров высасывать кровь, а также намекает на загадочное прошлое Майи и возможность продолжения их отношений с Костей. Опираясь на расставленные «чеховские ружья», Липаткин при желании вполне может вернуться к этой истории, превратив ее в полноценный рассказ на несколько выпусков. К слову, на официальной странице «Другого издательства», выпустившего этот сборник, опубликован приквел «Восхищения века», который рассказывает предысторию магической волторны и углубляет мифологию этого мира.

Художник «Восхищения века» — Артем Топилин. В противовес Иванову, его иллюстрации аккуратны и чисты. Мягкие, плавные линии, игра света и тени, двухмерный рисунок — стиль Топилина напоминает манеру художников эпохи Marvel NOW! — Дэвида Аха, Криса Сэмни и Хавьера Родригеза. Вместе с выдержанной стилистикой позднего модерна и антропоморфным дизайном персонажей рисунок создает ощущение сказки, фантазии. Картинка приятна глазу и располагает к созданию фан-арта и косплею, однако мне показалась чересчур вычурной. Стиль Иванова, простой и яркий, приглянулся мне больше.

В сборнике «Представьте себе!» Липаткин умело играет с ожиданиями читателя. Первая, драматическая история гибели миролюбивого кузнечика, превращается в роуд-муви с элементами боевика. Вторая, следующая традиционным тропам супергеройского боевика с обязательным спасением дамы из беды, оборачивается романтической комедией с элементами фантастики. При этом чувствуется любовь автора к оригинальным произведениям, желание раскрыть их с новой стороны. Хотя проект и начался с шутки, о чем пишет сам Липаткин в послесловии, он вырос в достойную работу, которую не стыдно показать родителям или друзьям, далеким от мира комиксов.

К моему сожалению, сборник не был оценен по достоинству, не был номинирован ни на одну из отечественных комикс-премий, которые мне известны, и не продавался активно в магазинах, из-за чего истории не получили своего продолжения. Может быть, оно и к лучшему, ведь Липаткин занялся другими проектами. К примеру, в конце прошлого года он написал потрясающе красивый комикс «До дна» и продолжает создавать рисованные истории. Так что, я уверен, мы еще о нем услышим. А пока я призываю вас познакомиться с его талантливой пародией на всем знакомые детские стихи.