Лучшие экранизации литературных шедевров

31.07.2018

Чем более известно литературное произведение, тем труднее воплотить замысел писателя на экране. Страницы книги оживают для зрителя в сценах, в игре актёров, в образах, которые они создают. Во многих экранизациях, в том числе отечественных, воссоздан неповторимый дух знаменитых книг.

Унесённые ветром (1939)

Первым запечатлел книжных героев режиссёр Виктор Флемминг. Скрип телег, ржание сотен лошадей, отступающие солдаты Конфедерации — нельзя без волнения смотреть на живые, полные атмосферы эпохи, кадры, показавшие гибель американского Юга.

«Унесённые ветром» — так назывался знаменитый фильм, посвящённый тому трагическому времени. В ярких эпизодах кинокартины проходили перед зрителем волнующие кадры. Величие духа, стойкость, горечь крушения идеалов. И, конечно, любовь.

Крестный отец (1972)

Яркая, впечатляющая история становления и могущества мафии, показана в фильме «Крёстный отец» (1972). В основу сценария лёг одноимённый роман Марио Пьюзо. Историческая достоверность сочетается с убедительным показом характеров людей. Кадры показывают участников жестокой борьбы между бандитскими кланами Америки.

А зори здесь тихие (1972)

Герой широко известной картины о войне, поставленной режиссёром Станиславом Ростоцким, старшина Васьков (актёр А. Мартынов) командует отрядом из пяти девчонок. Действие фильма «А зори здесь тихие» разворачивается в тылу действующей армии. Там не свистят пули, не прорываются через оборонительные окопы вражеские танки. Но опытные вражеские диверсанты были остановлены этим небольшим отрядом. Грозное дыхание военной поры, суровый героизм военных дней, когда страна оказалась в опасности, талантливо показаны на экране.

Война и Мир (1965)

В фильме «Война и Мир» показано, как воспринималась другая Отечественная война русским обществом. Многим запомнился образ главного героя — князя Андрея Болконского в исполнении актёра В. Тихонова. В нём воплотились черты лучших представителей высшего общества дворянской России. Из этой картины любители кино узнавали не только о жизни и быте различных слоёв населения империи. В красочных, запоминающихся сценах давалось ясное представление о трансформации и развитии самого общества первой половины XIX века.

Джейн Эйр (1983)

Викторианской Англии посвящался фильм «Джейн Эйр», режиссёра Джулиана Эмиса. Эта картина показала жизнь социума иными художественными средствами, чем предыдущие фильмы. События большого эмоционального содержания показаны через поступки обычной девушки. Мастерством режиссёра были вызваны к жизни персонажи одноимённого романа. Они представляют собой собирательные образы людей того времени. Каждый из них носил характер запоминающийся, индивидуальный и казался выхваченным прямо из жизни.

В этих, вышеперечисленных картинах оживают во всей достоверности незабываемые строки знаменитых писателей. Экран помогает зрителям стать, как бы участником разворачивающихся действий, почувствовать силу таланта режиссёров и актёров. И в этом огромная заслуга кинематографа, в художественных образах запечатлевшего произведения мировой литературы.